Все о тюнинге авто

Никифор митрополит киевский. Значение никифор (митрополит) в краткой биографической энциклопедии. Киприан, митрополит киевский

Родом из Суры Ликийской в Малой Азии. По происхождению грек.

При нём «ознаменовали себя многими чудесами» перенёсенные 2 мая 1115 года в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба ; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары . По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор заботился о благе своей паствы. Считается, что именно он основал в Полоцке епархию, назначил 13 декабря 1105 года епископа Мину.

Литературное наследие

Написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского , и на этом основании К. Ф. Калайдович допускал, что именно Никифор и перевёл сочинения Мефодия.

По спискам не ранее XVI века до нас дошли:

  • Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его…»);
  • «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» - о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине…»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444-450;
  • Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588-593;
  • поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте);
  • Филарет атрибутировал Никифору также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII века, послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 года (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине».

НИКИФОР (МИТРОПОЛИТ)

Никифор - митрополит киевский и всея Руси. Грек, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 г., Никифор правил в Киеве до самой смерти (1121), отличаясь "кротостью" и "ученостью". Он написал несколько произведений нравоучительного характера на греческом языке, из которых дошли в славянском переводе: 1) "Послание к великому князю Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств"; 2) "Поучение о посте к народу"; 3) "Послание о латинянах" к тому же Мономаху и 4) "Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу". Первое "Послание" любопытно в попытке автора представить рациональные доказательства необходимости поста и воздержания. "Поучение" о посте может служить материалом для характеристики нравственного состояния нашего древнего общества. В посланиях против латинян, писанных на вопросы князей и заключающих в себе, главным образом, пункты отличия западной церкви от восточной, дается, между прочим, наставление о полном воздержании от общения с латинянами "ни ясти, ни пити, но поставити отдельно трапезу". Послания Никифора напечатаны в "Русских Достопамятностях", ч. I и III, в "Памятниках российской словесности XII в." Калайдовича и во II т. "Истории русской церкви" Макария.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НИКИФОР (МИТРОПОЛИТ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИТРОПОЛИТ в Словаре воровского жаргона:
    - пpедседатель …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре церковных терминов:
    (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии - крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены …
  • МИТРОПОЛИТ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Митрополит (греч.: столичный) - первоначально - епископ митрополии. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так …
  • НИКИФОР
    (Зевин Зебин) Кесарийский (Палестинский) (ум. 308), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 13 (26) …
  • МИТРОПОЛИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. metropolites) в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен …
  • НИКИФОР
    (Nikephoros). В Византии: Н. I (умер 26.7.811), император с 802. При императрице Ирине был логофетом геникона, после дворцового переворота сановная …
  • МИТРОПОЛИТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. metropolites), высший духовный сан в некоторых христианских …
  • НИКИФОР СВ. ПРАВ. ЦЕРКВИ
    святые православной церкви: 1) св. муч., за исповедание Христа был обезглавлен в Антиохии, в 260 г.; память 9 февраля; 2) …
  • НИКИФОР ПАТРИАРХ КОНСТАНТИНОП. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    св., патриарх константинопольский (ок. 792—828); в 815 г. низложен иконоборцами и сослан на Принцевы о-ва. Известен: 1) как полемист против …
  • НИКИФОР МИТР. КИЕВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    митрополит киевский и всея Руси. Грек по происхождению, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 г., Н. правил в Киеве …
  • НИКИФОР ВЕЛ. ПРОТОСИНКЕЛЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    великий протосинкелл и экзарх константинопольского патриарха в зап.-русской церкви, родом грек, учился в Падуанском унив., где в 80-х гг. XVI …
  • НИКИФОР БОРОВСК. ЧУДОТВОРЕЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    основатель Покровского Высоцкого монастыря в г. Боровске, ученик преп. Сергия Радонежского и наставник преп. Пафнутия; считается боровским чудотворцем. Некоторые отожествляют …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Митрополит - епископ митрополии, т. е. главного города области(Eparcia) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают,что название М. явилось …
  • МИТРОПОЛИТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МИТРОПОЛИТ
    (греческое metropolites - гражданин митрополии, а также епископ митрополии), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. Высшее почетное звание епископа, а также епископ, имеющий это звание. Митрополичий - относящийся к митрополиту, митрополитам.||Ср. АРХИЕПИСКОП …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание. II прил. митрополитский, -ая, -ое …
  • МИТРОПОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИТРОПОЛ́ИТ (греч. metropolites - человек из главного города), в Рус. правосл. церкви священнослужитель высшей (третьей) степени. До 14 в. Русь …
  • МИТРОПОЛИТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? епископ митрополии, т. е. главного города области (???????) или провинции (diocesis) в греко-римской империи. Одни думают, что название …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре Кольера:
    (греч. metropolis - мать городов, метрополия, т.е. главный город), титул епископа главного города области или провинции. В Восточных церквах сан …
  • МИТРОПОЛИТ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    митрополи"т, митрополи"ты, митрополи"та, митрополи"тов, митрополи"ту, митрополи"там, митрополи"та, митрополи"тов, митрополи"том, митрополи"тами, митрополи"те, …
  • МИТРОПОЛИТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Высший титул православных епископов, а также лицо, имеющее этот титул. Митрополит устроил общее молебствие. В один день и …
  • МИТРОПОЛИТ
    Самый главный …
  • НИКИФОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИТРОПОЛИТ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. metropolites) высшее звание православных и католических …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. metropolites] высшее звание православных и католических …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • НИКИФОР в словаре Синонимов русского языка.
  • МИТРОПОЛИТ в словаре Синонимов русского языка:
    епископ, звание, …
  • МИТРОПОЛИТ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2) Духовное лицо, имеющее такой …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре русского языка Лопатина:
    митропол`ит, …
  • НИКИФОР
    Никифор, (Никифорович, …
  • МИТРОПОЛИТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    митрополит, …
  • МИТРОПОЛИТ в Орфографическом словаре:
    митропол`ит, …
  • МИТРОПОЛИТ в Словаре русского языка Ожегова:
    ! высшее почетное звание (духовный сан) архиерея митрополит высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это …
  • НИКИФОР
    (Зевин, Зебин) Кесарийский (Палестинский) (ум. 308), христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви 13 …
  • МИТРОПОЛИТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. metropolites), в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен …
  • МИТРОПОЛИТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    митрополита, м. (греч. metropolites) (церк.). Высшее звание православных …
  • МИТРОПОЛИТ в Толковом словаре Ефремовой:
    митрополит м. 1) Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2) Духовное лицо, имеющее …
  • МИТРОПОЛИТ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2. Духовное лицо, имеющее такой …
  • МИТРОПОЛИТ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Второй - после патриарха - духовный сан; глава крупной епархии, подчиненной непосредственно патриарху; православный епископ. 2. Духовное лицо, …
  • НИКИФОР КОРИНФСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор Коринфский (+ 251), мученик. Память 31 января, 10 марта. Святые мученики …
  • НИКИФОР КАТАВАДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор Катавадский, преподобный. Память 19 апреля. Родился в Константинополе в богатой и знатной …
  • НИКИФОР ВАЖЕОЗЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор Важеозерский (+ 1557), преподобный. Память 9 февраля, в Соборах Санкт-Петербургских и Карельских …
  • НИКИФОР АНТИОХИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор Антиохийский (+ ок. 257), мученик. Память 9 февраля. Жил в городе Антиохии …
  • НИКИФОР II КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор II (XII - нач. XIII в.), митрополит Киевский и всея Руси. Никифор II …
  • НИКИФОР I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор I Исповедник (+ 828), патриарх Константинопольский (806 - 815), святитель. Память 13 марта …
  • НИКИФОР I КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор I (+ 1121), митрополит Киевский. Никифор I прибыл в Киев 6 декабря 1104 …
  • НИКИФОР (ПАРАСХЕС-КАНТАКУЗИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никифор (Парасхес-Кантакузин) (1540-е - 1599), архидиакон, экзарх Вселенского патриарха, священномученик. Память в Соборе …

Никифор (в мире Николай) Феотоки , архиепископ славянский и астраханский. Он происходил из старинной греческой фамилии Феотокиев, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасиею.

Родился Никифор Феотоки 15 февр. 1731 года; первоначальное образование получил под руководством местного учителя иером. Иеремии Кавадии, содержавшего частную школу на Корфу; здесь он приобрел начальные познания.

На пятнадцатом году жизни был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода; затем он отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии, устроенную греческой купеческой колонией для греческого юношества. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образование математическое, богословское и философское. Наконец, в 1748 г., с обширным запасом научных познаний, он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви.

Постриженный в монашество, Никифор был произведен сначала во иеродиакона, а потом в июле 1754 г. — в иеромонаха. В этом сане Никифор более, чем приходской службе, отдавал свои силы обучению бедного юношества. Мало-помалу ему удалось в средине 1758 г. устроить свою собственную школу, где преподавалась греческая и итальянская литература, грамматика, география, риторика, физика, математика, философия; такой школы до тех пор не было на Корфу. Деятельность Никифора приобрела ему огромную популярность, которая еще более увеличилась, когда он выступил в роли проповедника, заняв место настоятеля церкви Иоанна Предтечи.

В 1765 г. Никифор переселился в Константинополь. Что побудило его к этому — влечение послужить греческому народу на более широком поприще, или приглашение Константинопольского патриарха, — неизвестно. Патр. Самуил II назначил его проповедником Великой церкви. Однако, в Константинополе Никифор не утвердился и он скоро уехал сначала в Лейпциг, где издал свою «Физику», а потом, после некоторого пребывания вновь в Константинополе, в начале 1768 г. уехал в Яссы, по приглашению молдавского господаря Григория Гики.

Пробыв в Яссах около года, Никифор отправился опять в Лейпциг для издания своих трудов, где и оставался с 1769 г. до конца 1773 г., занимаясь учеными работами. Оставив Лейпциг, Никифор отправился путешествовать по городам Европы, а затем возвратился в Яссы и занял должность схолария местной школы. Около 1776 г. Никифор переселился в Россию по приглашению своего соотечественника, архиеп. славянского Евгения Булгариса. Прибыв в Полтаву, Никифор занялся усердно изучением русского языка и через год владел им довольно свободно. В лице Феотоки Евгений готовил себе преемника. Поэтому он постарался возможно лучше ознакомить его с епархией. Никифор назначен был членом консистории, потом инспектором шкод славянской епархии; с течением времени он сделался правой рукой Евгения. Уходя на покой в 1779 г, Евгений рекомендовал на свое место Никифора. 6-го авг.

1779 г. Никифор и был посвящен в архиепископа славянского. По прибытии в свою епархию новый архиепископ прежде всего постарался устроить семинарию в Полтаве, преобразовав для этого бывшую там начальную школу. В 1786 г. семинария была уже в полном составе. Затем Ник. усиленно заботился об обращении в православие раскольников, которых было много в слав. епархии. В конце 1786 г. из Полтавы Никифор был перемещен на астраханскую кафедру. И в Астрахани Никифор прежде всего обратил внимание на школу, которую поднял до уровня семинарии, а потом на борьбу с раскольниками и на обращение в православие местных татар. Та и другая деятельность его была успешна. Прослужив шесть лет на астрах. кафедре, Никифор, по слабости сил, просил в 1792 г. увольнения на покой. Просьба его была удовлетворена и ему предоставлен был в управление московский Данилов монастырь, где он оставался до кончины, последовавшей 31 мая 1800 г.

Никифор Феотоки известен, главным образом, как писатель, при чем его писательская деятельность почти всецело относится к родной стране. Биографы называют его замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции». Ему принадлежит упомянутая «Физика», изданная в Лейпциге на греческом языке в 1766-1767 г.г. в двух томах и сделавшаяся учебным руководством во всех греческих гимназиях. В последние годы жизни в Даниловом монастыре он издан на греч. яз. «Начальные основания чистой математики» (в трех томах, Москва 1798-1800 г.г.).

В Даниловом же монастыре Никифор написал трактаты, упоминаемые его греческим биографом Завирой: «Περὶ ἠλεκτριχῆς δονάμεως», «Περὶ μετεώρου φυσιχῆς», «Μεταφυσικὴ κατά τό σύστημα τῶν νεωτέρων». Из богословских трудов Никифора известны сочинения по толкованию св. Писания: 1) «Кириодромион» или толкование воскресных евангелий, с нравоучительными беседами; издано на греч. яз. в Москве в 1796 г., а в рус. переводе там же в 1805 г. 2) Толкование воскресных апостолов, изд. на греч. яз. в 1800 г. в Москве, на русском славянской печатью в 1819 г. и гражданской — в 1820 г. 3) «Свод» или «Цепь отцов» (толкователей) на 8 первых книг св. писания и на книги царств, издан. на греч. яз. в Лейпциге в 1772-1773 г.г., в 2-х томах; на рус. яз. нет. «Цепь» была найдена Никифором в библиотеке Гики и он издал ее, дополнив многими своими примечаниями. В Лейпциге в 1766 г. изданы на греч. яз. проповеди Никифора на четыредесятницу (второе издание их последовало в 1859 г. по приказанию иерусалимского патриарха Кирилла II). Напечатана речь его Императрице при посвящении во епископа (СПБ. 1779 г.); четыре слова к монахине, в день пострижения, написанные на греческом языке, на русском языке изданы в 1809 г. в Москве.

Несколько мелких трактатов Никифора помещены в изданной в 1890 г. в Афинах брошюре И. Сакеллиона: Τοῦ μακαρίου Νικηφόρου τοῦ θεοτόκη πονήματα ἱερὰ ἀνέκδοτα. На юге России Никифору приходилось иметь дело с раскольниками и против них он написал несколько сочинений. По вступлении на славянскую кафедру он обратился к елизаветградским раскольникам с «Окружным посланием», в ответ на которое бахмутские раскольники прислали ему известную соловецкую челобитную. Никифор сочинил на нее подробные «Ответы» (написаны, по предположению Стурдзы, на греческом языке и переведены на рус.), с резкими обличениями раскольников.

Затем в Астрахани два старообрядческих монаха подали ему 15 вопросов, на которые он тоже ответил. На русском языке «Ответы» Никифора были напечатаны в 1801 г., а потом имели несколько изданий. Никифору же принадлежать несколько грамот к раскольникам, напечатнных у Скальковского в Очерках Новоросс. края, в «Астрах. Губ. Вед.» 1845 г. № 8. До приезда в Россию Никифор направлял свой полемический талант против католиков. К этому времени относится его сочинение: «О насилии католиков и о том, кто суть схизматики и униаты», изд. в Галле в 1775 г. на греч. яз. Свои филологические познания приложил Никифор в изданиях «Пустынножительных правил» Исаака Сирина на греческом языке в Лейпциге 1771 г.; в переводе с латинского на греч. сочинения Самуила Раввина против иудеев, Лейпциг 1769 г.; в переводе с француз. на греч. книги Клемана под назв.: «Доказательство важности книг Ветхого и Нового Завета против Вольтера», Вена 1794 г.

Никифор (ск. 1121), митрополит Киевский (1104-21), грек по происхождению, родом из г. Ликии Малоазийской. Играл заметную роль в событиях начала XII века. Участвовал в канонизации Феодосия Печерского в 1108 году, в перенесении мощей Бориса и Глеба в каменную церковь в Вышгороде в 1115 году. Наиболее тесные отношения сложились у Никифора с кн. Владимиром Всеволодовичем Мономахом . Есть основания считать, что митрополит был одним из главных инициаторов приглашения в 1113 Владимира Мономаха на княжение в Киев, т. к. именно он возглавлял торжественную встречу нового великого князя.

С. Перевезенцев

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Никифор (ум. 1121) - киевский митрополит в 1103-1121 годы, грек по национальности. В 1113 году участвовал в решении вопроса о приглашении князя Владимира Мономаха для подавления восстания в Киеве. Автор 2 антикатолических посланий, обращенных к князю Владимиру Мономаху и волынскому князю Ярославу Святополковичу, а также послания к князю Владимиру Мономаху с предостережением его от поспешных опал, происходивших из-за доверия к клеветникам. Последнее послание является ценным источником для характеристики внутренней политики Владимира Мономаха и его личности.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература: Голубинский Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1, ч. 1, М., 1901.

Никифор (2-я пол. 11 в., Ликия, Малая Азия – 1121, Киев) – митрополит Киевский, автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе, как мыслитель сформировался в интеллектуальной среде, в которой господствовали идеи Михаила Пселла . Под 1104 летопись сообщает о поставлении Никифора митрополитом Руси. До нас дошло пять произведений, принадлежащих перу Никифора: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно – волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно – не названному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеологии, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость. Касаясь соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, Никифор исходит из принципа тесного взаимодействия души и тела, причем взаимодействия обоюдного. Душа взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). На основании данных чувств «князь»-разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога . Источником знаний, в т.ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. В послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств – глазам, ушам или рукам власти. В целом моделируется образ социального организма, действующего по законам живого, по общему с живыми разумными существами принципу гармонии духовного и плотского начал.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 86-87.

Никифор (2-я пол. XI в. - 1121) - религиозный писатель и мыслитель, митрополит Киевский. Родом из Ликии (Малая Азия). На формирование его взглядов несомненно оказал влияние Михаил Пселл (1018-1096/1097), возглавлявший константинопольскую философскую школу, в то время, когда Никифор проходил обучение в столице Византии. Творчество Никифора несет на себе явный отпечаток платонизма, столь характерного для Пселла и его окружения. Следуя традициям теологического рационализма, Никифор примирял философию с богословием, используя идеи древних философов для обоснования доктрин православия. Никифор вряд ли принадлежал к византийской элите, ибо получил хотя и важное в политическом плане, но непрестижное назначение в далекую, едва затронутую христианизацией страну. О деталях карьеры Никифора на Руси мы имеем весьма скудные сведения. Будучи избран князем и собором епископов митрополитом в 1096 году (до этого был епископом Полоцким), он до самой смерти выполнял обязанности верховного пастыря.

До нас дошло пять принадлежащих перу Никифора произведений: два адресованы Владимиру Мономаху («Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора митрополита Киевского к Владимиру князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»), одно волынскому князю Ярославу Святополковичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях»), одно - неназванному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В целом это довольно цельная подборка наставлений, касающихся религиозного значения поста и опасности латинства. Вместе с тем творческую манеру Никифора отличает не внешний риторический блеск и не назидания по множеству частных религиозных вопросов, но глубокая проработка доктринальных проблем, а также тонкий, витиеватый, понятный только подготовленному человеку ход мыслей. Так, в «Послании о посте и о воздержании чувств» тема поста служит лишь поводом для отвлеченных философско-богословских рассуждений, в канву которых искусно вплетены экскурсы в античную мудрость, «хитрословесные» рассуждения о соотношении души и тела, природе добра и зла.

Решая проблему соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, а в конечном счете, понимания божественного и земного, Никифор развивает мысль о двойственности бытия, Разумное и духовное начало характеризуется им как божественное и бесплотное по своему естеству, плотское же начало наделяется неразумными греховными качествами. В отличие от довольно распространенной дуальной церковной трактовки, сводившей оба начала к состоянию противоборства и изолированного самобытия, автор «Послания» исходит из принципа тесного их взаимодействия, уравнивающего материю и дух. Примером такого благодатного взаимодействия и является, по его мнению, пост, легкой пищей укрощающий телесные страсти и открывающий духу власть над телом. Сближая дух и плоть, Никифор делает вывод, что проявление зла как качества тварного мира тесно перемешано с добром как свойством мира духовного. Зло и добродетель, по его убеждению, так же неразделимы в бытии, как в сущностном плане неразрывны материальное и духовное. Таким ходом мысли дуальность мироздания, на которой зиждется доктрина ортодоксальности христианства, в значительной степени преодолевается, и автор в соответствии с принципами платонизма встает на позицию гармонизированного восприятия бытия. Эта же онтология лежит в основе трактовки механизма познания. Душа, по Никифору, взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и «вкушение»). Бесплотная душа помещается в голове вместе с умом - «воеводой чувств и светлым разумным оком». «Князь» и «воевода» чувств - это образные уподобления разума, определяющие высшее качество души. На основании данных чувств «князь» - разум способен познать невидимый мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Механизм познания бестелесного и неосязаемого сводится к формуле - «по творению познай Творца». Источником знаний, в т. ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. Характерно, что в тексте откровение вообще не фигурирует в качестве источника знания. В Послании Никифора отразилось платоновское учение о трехчастной душе, которое позднее получило широкую известность на Руси благодаря творениям Иоанна Дамаскина.

Высшая сила души представлена «словесным» началом, т. е. умом, который руководит поведением человека. «Яростное», или чувственное, начало управляет страстями и эмоциями. Это требующий подавления источник низменных инстинктов, возбудитель злобы, зависти и других осуждаемых с нравственных позиций страстей. «Желанное» начало отождествляется с волей, которая направляет человеческие действия. С помощью воли разумное начало управляет инстинктивной сферой «яростного», нуждающегося в подавлении. Хотя в иерархическом членении трех душевных сил разуму отводится верховное место, он определяется источником как благоверия, так и зловерия, обнажающего «болезнь разума». С другой стороны, не все «яростные» инстинкты порочны, например, богоугоден праведный гнев, направленный против зловерия. Связующим звеном между высшими и низшими силами души является воля. Взаимодействие всех душевных сил направлено на гармонизацию бытия, на преодоление его разорванности. В оценках поступков и событий Никифор, по-видимому, склонялся к фатализму. Напр., рисуя в комплиментарных чертах высокий нравственный облик Мономаха, митрополит приписывает все его достоинства божественному предопределению. В Послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств.

В основу идеального образа государственного организма Никифор закладывает общий с живыми разумными существами принцип гармонизации духовного и плотского начал. Поэтому пост так же плодотворно может повлиять на совершенствование и исправление властной души (т. е. на поступки князя), как он влияет на очищение человеческих душ. Переключаясь с теории на конкретно-исторический план, Никифор дает оценку правления Мономаха, анализирует конкретные действия власти, исходя из сформулированных им принципов Автор предупреждает, что власть в грехе проявляет себя как грубая телесная сила, яростное начало которой призваны сдерживать религиозные предписания и советы духовных наставников. Античный след, оставленный Никифором в культуре Древней Руси, - свидетельство причастности древнегреческие традиции к отечественной мысли. Мировоззренчески родственные «Посланию» Никифора идеи содержались в логико-философских главах «Изборника 1073 года», в «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского, и ряде др. текстов. Они характеризовали веротерпимое, жизнеутверждающее, открытое знаниям течение мысли, враждебное мистическому и иррационалистическому направлению в древнерусском христианстве.

В.В. Мильков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 414-415.

Сочинения: Послания митрополита Никифора. М., 2000; Творения митрополита Никифора. М., 2006; Соч. митрополита Никифора / ггодгот. текста В. В. Милькова, С. В. Мильковой, перев. С. М. Полянского, коммент. В. В. Милькова, С. В. Мильковой, А. И. Макарова, С. М. Полянского//Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты. Вып. V). Спб., 2007.

Литература: Клайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815. Ч. I. С. 59-75; Он же. Памятники российской словесности XII века. М., 1821. С. 157-163; Макарий. История русской церкви. Спб., 1868. Т. 2. С. 320-330; Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1, 1-я пол. М. 1901. С. 857-859; Златоструй. М., 1990. С. 170-178; Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946. С. 47-53; Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности XII века // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1975. № 3. С. 58-67; Громов М. К. Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-Х VII веков. М., 1990. С. 82-87; Полянский С. М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора // Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М., 2000. С. 270-306; Он же. Богословско-философские взгляды митрополита Никифора // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2001. № 2. С. 97-108; Мильков В. В., Полянский С. М. Никифор - выдающийся мыслитель Древней Руси // Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты Вып. V). Спб., 2007.

Голубинский Е. Е. История русской церкви. Т. 1, 1-я пол. М. 1901. С. 857-859;

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902;

Громов M.H. Об одном памятнике древнерусской письменности 12 в. – «Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия», 1975, №3.

Клайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815. Ч. I. С. 59-75;

Клайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII века. М., 1821. С. 157-163;

Макарий. История русской церкви. Спб., 1868. Т. 2. С. 320-330;

Златоструй. М., 1990. С. 170-178;

Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946. С. 47-53;

Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности XII века // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1975. № 3. С. 58-67;

Громов М. К. Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-Х VII веков. М., 1990. С. 82-87;

Полянский С. М. Религиозно-философская проблематика в «Послании о посте» митрополита Никифора // Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М., 2000. С. 270-306;

Полянский С. М. Богословско-философские взгляды митрополита Никифора // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2001. № 2. С. 97-108;

Мильков В. В., Полянский С. М. Никифор - выдающийся мыслитель Древней Руси // Митрополит Никифор (Сер. «Памятники древнерусской мысли»: исследования и тексты Вып. V). Спб., 2007.

Ефрем (митрополит Киевский)

Митрополит Ефрем (XI век) - митрополит Киевский (1054/1055 - 1065 гг.).
О митрополите Ефреме сведений сохранилось немного. Известно, что по происхождению он грек.
Был киевским митрополитом с 1054/1055 г. по приблизительно 1065 год, являясь в то же время членом императорского сената с высоким придворным рангом πρωτοπροεδρος (возможно, даже protoproedros ton protosynkellon), как видно из надписи на принадлежащей ему свинцовой печати.

В 1055 г. Новгородский епископ Лука Жидята был оклеветан перед митрополитом Ефремом своим холопом. Митрополит вызвал Луку в Киев и осудил его. Через три года выяснилось, что епископа оклеветали, и митрополит Ефрем отпустил преосвященного Луку из заключения, а его клеветников строго наказал.

Георгий (митрополит Киевский)

Митрополит Георгий (XI век) - митрополит Киевский, вероятный автор «стязания с латиною», грек по происхождению.
По предположению Макария, Георгий занимал митрополичий престол в 1062-1077 гг., по мнению Филарета, в 1065-1073 гг.

Прибыл на Русь из Византии около 1062 г. Как явствует из греческих надписей на принадлежащих ему печатях («Господи, помози Георгию, митрополиту Росии и синкеллу»), одновременно являлся членом императорского сената в Константинополе и носил придворный титул «синкелл».
Имя митрополита Георгия упоминается в Повести временных лет под 1072 годом в рассказе о перенесении мощей Бориса и Глеба («митрополит же тогда бе Георгий»), и под 1073 годом («митрополиту Георгию тогда сущю в Гръцех» - то есть находящийся в Византии), а также в послании митрополита Нифонта Кирику Новгородцу, где имеется ссылка на правило «митрополита Георгья». «Не может, рече, того възборонити, аже приносять спасения хотяче души своей, еже творить и митрополита Георгья русьскаго напсавъша, а нету того никдеже».
Умер позднее 1073 года. Его преемник, митрополит Иоанн II, предположительно занял киевскую кафедру не позднее 1077 года.

Литературное наследие

Митрополит Георгий оставил заметный след в истории древнерусской книжности. Известно несколько сочинений, надписанных его именем.
Георгию приписывается произведение, известное в единственном списке конца XV века и названное там «Георгия митрополита киевьскаго стязание с латиною, вин числом 70» (нач.: «Понеже великый Констянтин от Христа приим царство…»). В «стязании» перечислено 27 («70» в заголовке - ошибка?) обвинений «латинян» в нарушении ими христианских догматов. Принадлежность «Стязания» Георгию ставится под сомнение А.С. Павловым, считающим его позднейшей компиляцией из послания митрополита Никифора Владимиру Всеволодовичу Мономаху и «Слова о вере крестьянской и латыньской» Феодосия Печерского. Е.Е. Голубинский приписывал Георгию также «Заповедь святых отец по исповедающимся сыном и дщерем», но эта атрибуция не признаётся основательной.

Иоанн II (митрополит Киевский)

Митрополит Иоанн II (ум. 1089 г.) - митрополит Киевский и всея Руси, святитель.
По происхождению грек, занимал киевскую кафедру в 1078-1089 гг.
Летописец называет его «добрым и кротким» и, вместе с тем, «хитрым в книгах и ученьи». Он известен двумя посланиями: 1) к папе Клименту и 2) к черноризцу Иакову.
Первое послание, сохранившееся во многих списках славянских, греческих и латинских, вызвано обращением антипапы Климента III, желавшего сблизиться с восставшими иерархами. Второе, сохранившееся только в славянских рукописях, канонического содержания.

Иоанн III (митрополит Киевский)

Митрополит Иоанн III - митрополит киевский и всея Руси, прибыл из Греции в 1089 г. с великой княжной Анной Всеволодовной.
Летописец говорит о нём: «Скопец, некнижен и умом прост». Он написал ответное обличительное послание папе, хранящееся в Московской патриаршей библиотеке. Был в Киеве недолго и ничем особым себя не проявил.
Дал согласие на участие киевской православной делегации в соборе в Бари (10-15 сентября 1089 года), созванном папой Урбаном II с целью примирения церквей. Члены этой миссии были в Бари на освящении перенесенной гробницы святого Николая Мирликийского.
Внешне он был до того худ и дряхл, что казался народу мертвецом.
Скончался в 1091 году.

Николай (митрополит Киевский)

Митрополит Николай (XI век - 1104 г.) - митрополит Киевский и всея России (1097-1104 гг.).
По происхождению грек. С 1097 года - митрополит Киевский и всея России. Его называют киевским чудотворцем.
Его имя упоминается только в двух летописных рассказах. По настоянию знати и граждан Киева Николай вместе со вдовой киевского князя Всеволода в ноябре 1097 года выступал в качестве посредника между соперничавшими князьями, что свидетельствует об определенной связи митрополита с общественной и политической жизнью Руси. Летом 1101 года Николай снова выступает поборником внутреннего мира.
В 1102 г. отозван в Грецию.
Умер в 1104 г.

Никифор I (митрополит Киевский)

Митрополит Никифор (XI век - 1121 г.) - киевский митрополит, автор посланий и поучений.

Родом из Суры Ликийской в Малой Азии. По происхождению грек.
Прислан на Русь Константинопольским патриархом в 1104 г. В Киев прибыл 6 декабря 1104 года (по другим источникам, 6 декабря 1103 года), а 18 декабря назначен на русскую митрополию.

Это был архипастырь «ученый» и «простой», ревностный к своему делу. При нём «ознаменовали себя многими чудесами» перенёсенные в новый храм святые мощи благоверных князей Бориса и Глеба; посетили Киев принесенные из Царьграда мощи великомученицы Варвары. По сохранившимся источникам его пастырской деятельности видно, что митрополит Никифор заботился о благе своей паствы.

В январе 1121 года митрополит Никифор скончался. У Макария (Булгакова) дата смерти - апрель 1121 года.

Литературное наследие

Написал (по-видимому, на греческом языке) несколько произведений нравоучительного характера, которые, вероятно, тогда же были переведены на русский язык. Они дошли до нас в сборниках, обычно в соединении с произведениями Мефодия Патарского, и на этом основании К.Ф. Калайдович допускал, что именно Н. и перевел сочинений Мефодия.
По спискам не ранее XVI века до нас дошли:
- Послание к Владимиру Всеволодовичу Мономаху о посте, о воздержании чувств («Благословен бог и благословено имя святое славы его…»);
- «Послание от Никыфора митрополита Киевского к Владимеру князю всея Руси, сыну Всеволожу, сына Ярославля» - о разделении церквей на восточную и западную («Въпрашал еси был, благородный княже, како отвержени быша латине…»), оба текста приведены в ВМЧ под 20 VI; ГИМ, Синод. собр., № 121, л. 444-450;
- Послание о латинянах к великому князю Ярославу Святополчичу («Послание от Никифора митрополита Киевского всея Руския земля, написание на латыну к Ярославу, князю муромскому, Святославичю, сына Ярославля о ересех»), помещено в ВМЧ под 31 VIII; ГИМ, Синод. собр., № 183, л. 588-593;
- поучение о посте, которое представляет собою распространение текста 1, встречается в разных редакциях с различными заглавиями и представлено многочисленными списками (иногда в сочетании с выдержками из других поучений о посте);
- Филарет атрибутировал Никифору также сказание о чудесах Бориса и Глеба. Поучения о посте дают важный материал для суждения о нравах в начале XII века, послания представляют собою ответы на вопросы князей о различиях между православной и католической церквями после их разделения после 1054 года (всего указано 20 расхождений) и с призывами отступить от следования «латинщине».

Никита (митрополит Киевский)

Митрополит Никита (XI век - 19 мая 1126 г.) - митрополит Киевский и всея Руси (1112-1126 гг.).

По происхождению грек. Прибыл из Царьграда в 1122 г. (у Строева, в 1120 году). С 15 октября 1122 года - митрополит Киевский.

Будучи митрополитом, он посвящал весной 1123 года владимиро-волынского епископа Симеона и 4 октября 1125 года переяславского епископа Марка. Переяславская кафедра в течение двух с половиной лет пустовала (после смерти епископа Сильвестра 12 апреля 1123 г.) вследствие отказа митрополита пойти навстречу Владимиру Мономаху, желавшему учредить в Смоленске, в котором сидел его внук Ростислав и который относился тогда к Переяславской епархии, самостоятельную кафедру. Владимир Мономах в свою очередь упорно отказывался утвердить нового кандидата на переяславскую кафедру. Лишь после смерти Владимира 19 мая 1125 года его сын Мстислав исполнил волю митрополита.

Скончался 19 мая (по Н. Д., 9 марта) 1126 года. После него около пяти лет кафедра митрополии русской оставалась праздною.

Михаил II (митрополит Киевский)

Был назначен и рукоположен в Константинополе и прибыл в Киев летом 1130 года. Уже в ноябре-декабре того же года он посвятил в новгородские епископы Нифонта, а в 1134-1136 гг. участвовал в учреждении Смоленской епархии.

Около 1134 года он прибыл в Новгород и именем Божиим удерживал новгородцев от вражды с ростовскими князьями. Но новгородцы не послушались митрополита и, задержав его у себя, выступили в поход. Однако потерпели поражение и, возвратившись из похода, отпустили митрополита.
С большим трудом Михаилу удалось покончить с неурядицами вокруг вакантной переяславской кафедры (1134-1141 гг.), которые возникли вследствие протестов против выделения из состава Переяславской епархии Смоленской земли; очередного переяславского епископа Евфимия Михаил смог рукоположить только в 1141 г.
В пору постоянных междоусобий при киевских князьях Ярополке Владимировиче (1132-1139 гг.) и Всеволоде Ольговиче (1139-1146 гг.) Михаил предпринимал небезуспешные попытки посредничества между соперничавшими князьями, хотя при этом и не смог избежать упреков в пристрастности. На рубеже 1134-1135 гг. он оказался даже на короткое время в заточении, что должно было препятствовать его посреднической деятельности.

Авторитет митрополита подрывался также его усилиями в поддержку провизантийской политики одной из коалиций русских князей (в первую очередь галицких и суздальских).
Участие в препирательствах по поводу киевского стола в 1145/1146 годах - последнее, что нам известно о политической деятельности Михаила. Во время интронизации Изяслава Мстиславича 13 августа 1146 году его уже не было в Киеве.

На основании послания можно догадываться, что Михаил сложил с себя сан митрополита (отписался митрополии) в ходе кризиса, виновником которого, по-видимому, был он сам. При этом он напоминал об исконных правах Константинополя, чтобы избежать осложнений с назначением своего преемника. Поскольку как раз в 1145 году Михаил находился с каноническим визитом в Византии, то, возможно, последовавшие вскоре события в Киеве были одной из причин его отказа от возвращения туда. Скончался в 1145 году.