Все о тюнинге авто

Что нового в егэ по обществознанию. Что нового в егэ по обществознанию Егэ по обществознанию вариант 8

Это издание адресовано учащимся 10-11-х классов и абитуриентам, сдающим экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ. Тренировочные задания позволят систематически, при прохождении каждой темы, готовиться к экзамену.
В рабочей тетради представлены все темы ЕГЭ, задания частей А, В и С, ответы и комментарии ко всем заданиям.
Книга будет полезна учителям обществознания, так как дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся к единому экзамену непосредственно на уроках, в процессе изучения всех тем.

Примеры.
Общество как динамичную систему характеризует
1) наличие элементов и подсистем
2) связь социальной системы с природой
3) коммуникации внутри элементов и подсистем
4) возникновение новых элементов взамен исчезнувших

К политической сфере жизни общества непосредственно относится
1) победа оппозиционного кандидата на выборах в парламент
2) снижение темпов промышленного роста
3) демографический бум в отдельных регионах страны
4) проведение предновогодних концертов классической музыки

Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество представляет собой универсальную форму взаимосвязи и взаимодействия людей.
Б. На современном этапе общество полностью сосредоточило в своих руках контроль за природными ресурсами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Влияние природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано
1) переходом Юлием Цезарем реки Рубикон и началом войны против Галлии
2) борьбой за власть в Римской республике сторонников Гая Мария и Корнелия Суллы
3) активным развитием в Древней Греции торговли, мореплавания, выведением греками колоний в Средиземноморье и Причерноморье
4) победой спартанцев над афинянами в Пелопоннесской войне, переходом полководца Алкивиада на сторону спартанцев

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Тема 1. ОБЩЕСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ 4
Тема 2. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ 13
Тема 3. ПОЗНАНИЕ, ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА 21
Тема 4. ЭКОНОМИКА: НАУКА И ХОЗЯЙСТВО 32
Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 42
Тема 6. ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 53
Тема 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 65
Ответы 75.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу ЕГЭ 2013, Обществознание, Тематические тренировочные задания, Кишенкова О.В., 2012 - pdf - Яндекс Народ Диск.

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 50 типовых вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению. Значительный по объему банк экзаменационных материалов (1000 заданий части 1, 400 - части 2, 450 - части 3) знаниями, умениями и навыками. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания частей 1 и 2, основное содержание ответов на задания части 3 и рекомендации для написания эссе.

Примеры.
В стране Г. получили распространение среднее и высшее образование, отсутствуют какие-либо ограничения правового характера при его получении. Экономическая доступность образования выражается в бесплатности обучения и возмещении сопутствующих расходов. Реализуется принцип равных возможностей детей в осуществлении их права на образование. Какую тенденцию развития образования в стране Г. иллюстрирует данный пример?
1) демократизацию
2) гуманизацию
3) гуманитаризацию
4) интернационализацию

Верны ли следующие суждения о сущности человека?
А. Все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными.
Б. Тем, чем человек является в настоящий момент, он обязан только генам, врождённым качествам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

При расчёте ВВП текущего года экономисты не учитывают стоимость проданных
1) автомобилей
2) акций
3) продуктов питания
4) медицинских услуг

Правительство страны В. использует продажу крупных объектов государственной собственности в частные руки как дополнительный источник государственных доходов. Какую политику государства иллюстрирует данный факт?
1) экономической стабилизации
2) обеспечения занятости
3) бюджетно-налоговую
4) денежно-кредитную

К отличительным признакам мировой экономики не относится
1) возникновение многонациональных корпораций
2) нарастание степени закрытости национальных хозяйств
3) наличие развитой сферы международной торговли
4) создание системы международных негосударственных организаций, призванных обеспечить стабильность и сбалансированное экономическое развитие

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Инструкция по выполнению экзаменационной работы 8
Вариант 1 9
Вариант 2 16
Вариант 3 23
Вариант 4 30
Вариант 5 37
Вариант 6 44
Вариант 7 51
Вариант 8 58
Вариант 9 65
Вариант 10 72
Вариант 11 79
Вариант 12 86
Вариант 13 93
Вариант 14 100
Вариант 15 107
Вариант 16 114
Вариант 17 121
Вариант 18 128
Вариант 19 135
Вариант 20 142
Вариант 21 149
Вариант 22 156
Вариант 23 163
Вариант 24 170
Вариант 25 177
Вариант 26 184
Вариант 27 191
Вариант 28 198
Вариант 29 204
Вариант 30 211
Вариант 31 218
Вариант 32 225
Вариант 33 232
Вариант 34 239
Вариант 35 246
Вариант 36 254
Вариант 37 261
Вариант 38 268
Вариант 39 275
Вариант 40 282
Вариант 41 289
Вариант 42 296
Вариант 43 303
Вариант 44 310
Вариант 45 317
Вариант 46 324
Вариант 47 331
Вариант 48 338
Вариант 49 345
Вариант 50 352
Ответы 359
Образцы экзаменационных бланков 438.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ-2013, Обществознание, 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ, Баранов П.А., Шевченко С.В., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2019, Обществознание, 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ, Баранов П.А., Шевченко С.В., 2018
  • ЕГЭ 2019, Обществознание, 50 тренировочных вариантов, Баранов П.А., Шевченко С.В., 2018

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года

по обществознанию

подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 2 / 29)

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2013 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 г. по обществознанию.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 3 / 29)

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов

для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 37 заданий.

Часть 1 содержит 20 заданий (А1–А20). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8), на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.

Часть 3 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом (С1–С9). Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 4 / 29)

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A20) поставьте знак « » в клеточке,

номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

A1 Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1) прогрессом

2) революцией

3) контрреформой

4) эволюцией

A2 Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1) техника

2) общество

3) экономика

4) культура

A3 Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?

1) поступление в институт

2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности

A4 Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 5 / 29)

A5 В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков

2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство

3) города являются центрами экономической жизни

4) собственником земли и предприятий является государство

A6 Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?

1) выручка от реализации

2) размер инвестиций в производство

3) рост числа работников

4) чистая прибыль

Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

осуществляет финансовые операции

производит эмиссию денег

участвует в торгах на валютной бирже

работает с вкладами граждан и фирм

графике изображено изменение предложения

роликовых коньков на потребительском рынке. Что

из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой

предложения из положения S 1 в положение S 2 ? (На

графике P – цена товара, Q – количество товара.)

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

4) рост тарифов на электроэнергию

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 6 / 29)

A9 Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.

Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

A10 К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения

60 %

Число жителей

более 500 тыс.

100–500 тыс.

10–100 тыс.

Пожить в своё

Получить

Создать семью

менее 10 тыс.

удовольствие

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы? Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов

с населением менее 10 тыс. человек

2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов

с населением 100–500 тыс. человек

3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов

с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 7 / 29)

A12 Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности? А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

A13 Республика – это форма

1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами

2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов

3) многопартийной политической системы

4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

A14 Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.

A15 В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z – парламентарная монархия?

1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.

2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.

3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.

4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 8 / 29)

A16 Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть является разновидностью политической власти. Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано

с деятельностью государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

A17 Конституцию от всех других федеральных законов отличает

1) высшая юридическая сила

2) обязательность для всех граждан

3) государственная обеспеченность

4) нормативно-правовой характер

A19 Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

1) унитарное предприятие

2) производственный кооператив

3) хозяйственное товарищество

4) хозяйственное общество

A20 Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?

А. Гражданские правоотношения – это исключительно имущественные правоотношения.

Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

© 2013

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 9 / 29)

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Судопроизводство

ПОДСУДНЫЕ ДЕЛА

Уголовный

Изобличение преступников, предание их суду,

назначение наказания

дела по спорам, возникающим из

семейных правоотношений

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ИНСТИТУТЫ И

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

назначает выборы Президента РФ

Президент РФ

издаёт указы и распоряжения

Совет Федерации

решает вопрос о доверии Правительству

Государственная Дума РФ

возглавляет государство

представляет государство в междуна-

родных отношениях

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 10 / 29)

B4 Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

Ответ: ___________________________.

B5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Две крупнейшие в стране энергетические компании заявили о своём слиянии. (Б) Это вызвало значительный рост курса акций большинства из этих компаний. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру,

выражающую его характер.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 11 / 29)

B6 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живёт в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной

________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов: 1) знание 2) общество 3) группа 4) позиция

5) отношение

7) закономерность

8) поведение

9) экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 12 / 29)

B7 В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства

2) чистая конкуренция

3) местный рынок

4) рыночный дефицит

5) монополия

6) рынок услуг

Ответ: ___________________________.

B8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

Ответ: ___________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 13 / 29)

Для записи ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.

занимающий высокую социальную позицию

статуса люди

наказывается.

статусом. Чем выше статус,

тем бóльшими правами наделяется его

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и

внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который

выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение

приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры

поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

связывает социальный статус и социальную роль?

В чём выражается эта связь?

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

C3 Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

C4 Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.

C6 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

C7 По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

C8 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Выполняя задание С9, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1– C9.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл,

обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором

проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной

аргументации

точки зрения

используйте знания ,

полученные

при изучении

обществознания, соответствующие

понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный

опыт.

Философия

«Все наши теории – это не что иное, как обобщение

опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

Экономика

«Спрос и предложение – это процесс взаимного

приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

Социология,

«Начало личности наступает намного позже, чем

социальная

начало индивида». (Б.Г. Ананьев)»

психология

Политология

«"Разделяй

и властвуй"

мудрое правило,

"объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

Правоведение

«Закон не знает сословных преступлений, не знает

различий по кругу лиц, в среде коих совершается

его нарушение. Он ко всем равно строг и равно

милостив». (А.Ф. Кони)

В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 17 / 29)

№ задания

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 18 / 29)

Правильно выполненные задания В1, В2, В8 оцениваются 1 баллом; задания В3–B7 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка или отсутствует один символ при верно указанных других символах; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

занимающий высокую

социальную позицию

в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным

образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут

вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют

их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную

роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и

зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях,

ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не

перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного

статуса люди

что он будет играть вполне определённую роль

в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют.

Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За

правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное

наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус,

включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права

означают возможность совершать определённые действия, обусловленные

статусом. Чем выше

статус, тем

бóльшими

правами наделяется его

обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2013 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2013 - 20 / 29)

1) указано связующее звено

между статусом и ролью: ожидания

2) раскрыт характер связи статуса и роли , например: занятие

определённого положения (статуса) предполагает определённое

поведение (человек ведёт себя должным образом).

формулировках

Указано связующее звено, раскрыт характер связи

Указано только связующее звено.

ИЛИ Раскрыт только характер связи

Ответ неправильный

Максимальный балл

условия необходимы для

закрепления

ролевого

поведения

в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность

выполнения социальных норм?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) два

закрепления ожидаемого ролевого

поведения

в качестве социальной нормы:

ожидания формально выражены;

они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях,

ритуалах;

2) механизм

поддержания

ролевого

поведения, например:

правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за

неправильное наказывается.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Указаны два условия, показан механизм

Указаны только два условия.

ИЛИ Показан только механизм.

ИЛИ Указаны одно любое условие и механизм

Указано только одно условие.

ИЛИ Ответ неверный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?
  • Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2013?
  • Раздаточный материалы
  • Минимальный балл
  • ЕГЭ по обществознанию является самым массовым экзаменом по выбору. В 2012 году его сдавали 478 561 человек.

    Более 30 тысяч сдававших не смогли преодолеть минимального порога. А количество человек получивших 100 баллов за ЕГЭ по обществознанию относительно мало - всего 86 человек.

    Экзамен по обществознанию является обязательным при поступлении на многие специальности. Его нужно сдавать будущим социологам, психологам, педагогам, юристам.

    Новшества 2013 года (в начало)

    • Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения - теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент - положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.
    • Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Экзаменуемый при написании эссе получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук.
    • Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.

    Структура экзаменационной работы ( в начало )

    Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

    Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.

    Пример: Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?

    1) поступление в институт

    2) предметы естественно-математического цикла

    3) технический вуз

    4) инженерные специальности

    Часть 2 (В) включает 8 заданий с кратким ответом в виде слова, словосочетания, набора цифр.

    Пример: Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

    Часть 3 (С) состоит из 9 заданий с развёрнутым ответом.

    Пример: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Уровень сложности ( в начало )

    Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

    Уровень сложности заданий Число заданий Максимальный первичный балл
    Базовый 21 25
    Повышенный 9 12
    Высокий 7 22

    Содержание экзаменационных заданий ( в начало )

    В части 1 (А1-А20) и части 2 (В1-В8) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей:

    • человек и общество
    • экономика
    • социальные отношения
    • политика
    • право

    В каждом варианте работы заданиями С1-С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение ).

    Время выполнения заданий ( в начало )

    На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут.

    1. для каждого задания части 1 - 1-4 минуты;
    2. для каждого задания части 2 - 3-10 минут;
    3. для каждого задания части 3 - 5-35 минут.

    Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом? ( в начало )

    За ЕГЭ по обществознанию выпускник максимально может получить 59 первичных баллов. При условии, что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

    Каждое правильно выполненное задание части 1(А) оценивается 1 баллом.

    Правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 1 (В1, В2, В8) до 2 (В3-В7) баллов. За полное правильное выполнение заданий В3-В7 присваивается 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов.

    Полное правильное выполнение заданий части 3 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий С1, С2, С5 выставляется по 2 балла; заданий С3, С4, С6, С7, С8 - по 3 балла, задания С9 - 5 баллов.

    Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2013? ( в начало )

    Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2012 года.
    Вот некоторые из них:

    1. ЕГЭ-2013. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2012. - «ЕГЭ-2013. ФИПИ - школе»
    2. ЕГЭ-2013. Обществознание: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Е.Л. Рутковской. - М.: Издательство «Национальное образование», 2012. - «ЕГЭ-2013. ФИПИ - школе»
    3. ЕГЭ-2013. Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2012
    4. Минимальный балл ( в начало )

      Минимальный допустимый порог в 2011 году составил 36 баллов, в 2010 - 39 баллов. Минимальный балл за ЕГЭ по обществознанию на 2012 год будет известен после завершения основной волны ЕГЭ по этому предмету.

    Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    1. Назначение КИМ ЕГЭ
    Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию.
    Результаты единого государственного экзамена по обществознанию признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по обществознанию.
    2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ
    Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
    3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
    Основная цель экзамена - оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по обществознанию.
    Объектами проверки выступают элементы содержания, а также умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
    Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Предлагаемый на экзамене комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.
    Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки выступают широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и условиях их формирования, важнейших экономических явлениях и процессах, политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
    Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение,
    конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
    К основным принципам отбора конкретных объектов проверки следует отнести:
    - включение в КИМ ЕГЭ дидактических единиц и основных умений, формируемых при изучении курса на базовом уровне, за исключением тех, которые определены в стандарте как изучаемые, но не подлежащие проверке в рамках итоговой аттестации, а также требований, соответствие которым не может быть выявлено с помощью используемого инструментария (проектная деятельность, устные презентации и т.п.);
    - постепенная трансформация перечня проверяемых элементов в направлении более полного учета содержания и требований стандарта профильного уровня: выделение дополнительных аспектов, включение новых позиций;
    - равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов курса с учетом степени их раскрытия в примерных программах и действующих учебниках;
    - соблюдение баланса между формализуемыми элементами знаний и теми компонентами проверки, которые требуют свободно конструируемого ответа.
    К основным принципам отбора моделей заданий и формирования структуры КИМ помимо общих требований и подходов к данной модели итоговой аттестации можно отнести:
    - сочетание форматов заданий, многолетнее использование которых подтвердило их эффективность, с новыми моделями, создающими дополнительные возможности для демонстрации экзаменующимися уровня своей подготовки;
    - постепенное увеличение числа заданий, нацеливающих выпускников на применение полученных при изучении курса знаний и умений для анализа типичных социальных ситуаций и распространенных практик;
    - использование для проверки основных объектов заданий различных типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом содержания, умением, видом познавательной деятельности.
    Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, неадаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
    4. Структура КИМ ЕГЭ
    Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма предъявления результата выполнения заданий и способ обработки результатов:
    - часть 1 содержит задания с выбором ответа;
    - часть 2 содержит задания с кратким ответом;
    - часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
    К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
    В заданиях с кратким ответом части 2 работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов.
    В заданиях с развернутым ответом части 3 работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
    Результаты выполнения заданий частей 1 и 2 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 3 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.
    ...........................