Все о тюнинге авто

Численность населения цфо на год. Численность населения по федеральным округам рф. Перечень федеральных округов


Приложение II. Численность и размещение населения федеральных округов, 1926-2002

Таблица II-1. Численность населения федеральных округов на даты переписей* и на 1 января 2002 г.*, тыс. человек

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

* наличное население
** постоянное население

Таблица II-2. Прирост (убыль) населения федеральных округов в межпереписные периоды
и в период после переписи 1989 г., тыс. человек

Межпереписные периоды

1926- 1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-3. Прирост (убыль) населения федеральных округов в межпереписные периоды
и в период после переписи 1989 г., %

Межпереписные периоды

1926- 1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-4. Доля населения федеральных округов в населении России,
на даты переписей и на начало 2002 г., %

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-5. Доля городского населения по федеральным округам России
на даты переписей и на 1 января 2002 г., %

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II- 6. Прирост (убыль) городского населения федеральных округов

Межпереписные периоды

1926-1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-7. Прирост (убыль) городского населения федеральных округов в межпереписные периоды и в период после переписи 1989 г., %

Межпереписные периоды

1926-1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-8. Прирост (убыль) сельского населения федеральных округов
в межпереписные периоды и в период после переписи 1989 г., тыс. человек

Межпереписные периоды

1926-1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-9. Прирост (убыль) сельского населения федеральных округов в межпереписные периоды и в период после переписи 1989 г., %

Межпереписные периоды

1926- 1939

1939-1959

1959-1970

1970-1979

1979-1989

1989-2001

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть

Азиатская часть

Таблица II-10. Число городов по федеральным округам, по переписи 1989 г.

Всего

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

Таблица II-11. Число городов по федеральным округам на начало 2002 г.

Всего

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

* без распределения 5 городов Чеченской Республики

Таблица II-12. Численность проживающих в городах по федеральным округам
по переписи 1989 г., тысяч человек

Всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

Таблица II-13. Численность проживающих в городах по федеральным округам на начало 2002 г., тыс. человек

Всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

* без населения 5 городов Чеченской Республики

Таблица II-14. Число поселков городского типа по федеральным округам по переписи 1989 г.

Всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 3 до 5

от 5 до10

от 10 до 20

20 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

Таблица II-15. Число поселков городского типа по федеральным округам на начало 2002 г.

Всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек*

от 3 до 5

от 5 до10

от 10 до 20

20 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

* без распределения 3 поселков городского типа Чеченской Республики

Таблица II-16. Численность проживающих в поселках городского типа по федеральным округам по переписи 1989 г., тыс. человек

всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 3 до 5

от 5 до10

от 10 до 20

20 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

Таблица II-17. Численность проживающих в поселках городского типа по федеральным округам на начало 2002 г., тыс. человек

всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 3 до 5

от 5 до10

от 10 до 20

20 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

* без распределения населения 3 поселков городского типа Чеченской Республики

Таблица II-18. Распределение городского населения федеральных округов по типам поселений, по переписи 1989 г., %

Проживающие в

Проживающие в городах

городах

всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

Таблица II-19. Распределение городского населения федеральных округов по типам поселений,
на начало 2002 г.*, %

Проживающие в

Проживающие в городах

городах

всего

в том числе с числом жителей, тыс. человек

от 50 до100

от 100 до 500

500 и более

Российская Федерация

Федеральные округа:

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

Европейская часть РФ

Азиатская часть РФ

* без распределения городского населения Чеченской Республики

Россия - самое большое в мире государство. Этот статус предопределяет специфику его политической организации. Так, высшими органами власти было принято решение организовать управление страной посредством учреждения федеральных округов. Соответствующая модель политического устройства в какой-то мере уникальна с точки зрения мировой практики. Сколько в России федеральных округов? Каков их перечень?

Что такое «федеральный округ»?

Федеральный округ - административно-политическая единица, предусмотренная системой государственного устройства России. Территория РФ делится на субъекты федерации. Те, в свою очередь, по ряду географических, этно-культурных, социальных и политических признаков объединены в округа. Руководят соответствующими административно-политическими единицами полномочные представители Президента России.

Перечень федеральных округов

Сколько в России федеральных округов? Сейчас их 9. В числе таковых:

  • Центральный;
  • Северо-Западный;
  • Приволжский;
  • Уральский;
  • Сибирский;
  • Дальневосточный;
  • Южный;
  • Северо-Кавказский;
  • Крымский.

Стоит отметить, что Северо-Кавказский округ появился только в 2010 году. Крымский - в 2014-м. Сколько в России федеральных округов, мы теперь знаем. Рассмотрим теперь подробнее их ключевые характеристики.

Характеристика федеральных округов: Центральный ФО

Начнем с Центрального ФО. Полномочное представительство - высший исполнительный орган рассматриваемой административно-территориальной единицы, находится в Москве. В числе важнейших экономических характеристик Центрального ФО - наличие больших объемов природных ресурсов, особенно железных руд, фосфоритов, бокситов, цементного сырья. Еще одна важная особенность, которой отличается Центральный федеральный округ, - Россия здесь располагает ключевыми финансовыми центрами. Главные из них, конечно же, находятся в Москве.

В ЦФО развита наукоемкая промышленность, в том числе в сегменте машиностроения. Важную роль в структуре экономики Центрального федерального округа играет химическая промышленность - особенно в таких сегментах, как выпуск минеральных удобрений и продукции органического синтеза. Здесь выпускаются смолы, пластмассы, шины, красители. В достаточной мере развиты также полиграфия и кондитерский сегмент.

Административно-политическая структура ЦФО представлена областями: Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской.

Северо-Западный ФО

В состав федеральных округов России входит Северо-Западный. Полномочное представительство СЗФО располагается в Санкт-Петербурге. В экономическом аспекте Северо-Западный ФО можно отнести к самым развитым в России. Здесь развиты как обрабатывающие, так и сырьевые отрасли. Северо-Западный ФО характеризуется также высокой степенью развитости транспортной инфраструктуры. Сколько в России федеральных округов с сопоставимым уровнем развития дорог? Сказать сложно, поскольку опыт СЗФО в этом смысле совершенно уникален.

Одним из факторов, стимулирующих рост экономики СЗФО является соседство с европейскими государствами - Финляндией, странами Прибалтики, Польшей (если говорить о Калининградской области). Северо-Западный ФО характеризуется огромным кадровым потенциалом. В вузах Санкт-Петербурга и других городов проходят обучение специалисты самого разного профиля, и все они получают высочайшую квалификацию. В СЗФО присутствуют также значительные объемы природных ресурсов.

В структуре Северо-Западного ФО присутствуют области: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская. Есть в составе СЗФО и республики: Карелия, Коми.

Южный ФО

Список федеральных округов России включает Южный ФО. Его специфика в уникальном, во многом не характерном для остальной территории России, теплом климате. Южный федеральный округ России - национальная здравница. В регионе располагаются совершенно уникальные термальные источники, горные родники и артезианские скважины. Здесь есть крупнейшие запасы вольфрама, цветных металлов, угля.

После того как из состава Южного федерального округа в 2010 году был выделен Северо-Кавказский ФО, в структуре региона присутствуют области: Астраханская, Волгоградская. В составе ЮФО есть республики: Адыгея, Калмыкия. В структуре Южного ФО присутствует Краснодарский край. Регион рассматривается как один из самых перспективных в части инвестиций в туризм.

Приволжский ФО

Относительно небольшой по площади - порядка 7,27% от общей территории, которой обладает Россия, Приволжский федеральный округ играет важнейшую экономическую и политическую роль в развитии страны. Так, доля промышленности в хозяйственной системе региона - порядка 23,9%. Это один из самых высоких показателей среди всех федеральных округов РФ.

Промышленность Приволжского ФО представлена машиностроением, топливно-энергетическим комплексом, сельским хозяйством, химической и легкой промышленностью. В административно-политической структуре Приволжского ФО присутствует много республик: Удмуртская, Чувашская, Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Мордовия. В составе ПФО есть три области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская.

Уральский ФО

Сколько федеральных округов в России расположено в Европейской части? В данный момент - 7. В числе таковых - Уральский ФО. Полномочное представительство УФО располагается в Екатеринбурге. Рассматриваемый регион характеризуется уникальной географией. Он расположен на границе между Европой и Азией, обладает значительными природными ресурсами и климатом.

Ведущие отрасли экономики региона - добыча нефти, газа, а также горнодобывающая промышленность. Здесь есть значительные запасы железа, цветных и благородных металлов. Уральский ФО многими экспертами характеризуется как один из самодостаточных в аспекте обеспеченности ресурсами и необходимыми технологиями.

В структуре УФО присутствуют области: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская. Также в состав Уральского ФО входит Ханты-Мансийский Автономный округ.

Сибирский ФО

Сколько федеральных округов в России, что расположены в Азии? Их 2. В числе таковых - Сибирский ФО.

Сибирь - огромный российский регион, являющийся одним из ключевых в аспекте транспортных коммуникаций. Оно и понятно: именно посредством сибирских дорог осуществляется грузооборот между Европейской и Азиатской Россией. Местные магистрали играют также важнейшее международное значение. Сибирь - один из самых экономически развитых и перспективных регионов России. Здесь есть запасы практически всех необходимых для экономики ресурсов.

В структуре Сибирского ФО присутствуют республики: Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия. В составе СФО есть области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская. В структуре СФО присутствуют края: Алтайский, Красноярский.

Дальневосточный ФО

Другой федеральный округ РФ, что расположен в Азии, - Дальневосточный. По площади он самый крупный, занимает порядка 36% от территории государства. Характеризуется огромным потенциалом в аспекте экономического развития. Располагает значительными объемами природных ресурсов, в частности запасами угля, нефти, газа, металлов.

В состав Дальневосточного ФО входят области: Амурская, Камчатская, Магаданская. В структуре ДФО есть края: Приморский, Хабаровский. В состав Дальневосточного ФО включена Республика Саха (Якутия).

Северо-Кавказский ФО

Северо-Кавказский ФО был образован 19 января 2010 года посредством выделения из структуры Южного ФО. Характеризуется небольшой площадью - порядка 1% от территории государства. В Южном ФО объединены субъекты РФ, характеризующиеся значительной культурной и социально-экономической близостью.

В состав СКФО входят республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия - Алания, Чечня. В структуре Северо-Кавказского ФО присутствует Ставропольский край. Располагающийся в нем город Пятигорск является центром СКФО. Резиденция Полномочного представителя Президента РФ по СКФО находится в Ессентуках.

Крымский ФО

В марте 2014 года в состав России вошел Крым. Вскоре после этого был образован Крымский федеральный округ. В его структуре присутствуют 2 субъекта. Таковыми являются, собственно, Республика Крым, а также Севастополь, имеющий статус города федерального значения РФ, так же как Москва и Санкт-Петербург.

Крым - один из важнейших культурных, исторических и туристических центров России. Данный регион характеризуется значительным потенциалом не только в сфере туризма, но также и в аспекте развития промышленности, сельского хозяйства и иных отраслей. На уровне федерального законодательства РФ установлены налоговые преференции в отношении бизнесов, которые ведут деятельность в Крыму. Приняты программы, направленные на стимулирование интенсивного экономического развития региона.

В современных условиях участие в мировом хозяйстве и международном географическом разделении груда возможно не только на государственном уровне. Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно заключать соглашения с другими странами и регионами мира. Такой опыт уже есть у Дальневосточного федерального округа, который активно интегрируется в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особое место во внешнеторговых связях Белоруссии занимают российские регионы. Подписаны и действуют соглашения и договоры с 60 субъектами Российской Федерации! Основными торговыми партнерами являются Москва (34 % товарооборота между Россией и Белоруссией), Тюменская область, Санкт-Петербург, Московская область.

В этой связи необходимо знать не только специализацию России в мировом хозяйстве, но и специализацию ее отдельных регионов. Рассмотрим географическую специфику регионов России в пределах федеральных округов, которые были организованы Указом Президента России от 13 мая 2000 г. в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти. В результате все субъекты РФ были сгруппированы в семь федеральных округов (рис. 32). В каждый из них назначены полномочные представители Президента России.

Рис. 32. Административно-территориальное деление РФ. Федеральные округа

Список субъектов Российской Федерации по федеральным округам и их центры

1. Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область. Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область. Тульская область, Ярославская область, г. Москва. Центр федерального округа — г. Москва.

2. Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Санкт-Петербург.

3. Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область.

Центр федерального округа — г. Ростов-на-Дону.

4. Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Пермский край.

Центр федерального округа — г. Нижний Новгород.

5. Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Центр федерального округа — г. Екатеринбург.

6. Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область. Омская область. Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Новосибирск.

7. Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Центр федерального округа — г. Хабаровск.

* Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб./Росстат. – М., 2009. С.60-61.

На разные стороны экономической жизни оказывает влияние и этнический (национальный) состав населения. Каждый народ, исторически адаптируясь к природным условиям населяемого им региона, обладает специфическими производственными навыками, характерными особенностями, традициями в питании, одежде, жилье, поведении (сильно сказывается в этом отношении и влияние религии) и даже развивающиеся процессы интеграции, унификации образа жизни не в состоянии разрушить эту специфику. Учет трудовых навыков и традиций населения необходим для эффективного размещения производства и более полного использования трудовых ресурсов.

Возрастно-половая структура населения имеет значение для определения потребности в услугах различного вида учреждений обслуживания (образования, здравоохранения), ассортимента товаров в торговле, спроса на квартиры с разным числом комнат (в зависимости от размера семьи). Эта структура имеет прямое отношение и к выявлению существующего и перспективного трудового потенциала региона, который определяется исходя из количественной и качественной его оценки. Формирование, распределение и использование трудовых ресурсов осуществляются, как правило, в пределах определенного региона и тесно связаны прежде всего с его народнохозяйственной структурой, специализацией и общим уровнем развития. Все большее значение приобретает образовательный уровень трудовых ресурсов (доля лиц со средним, средним специальным и высшем образованием среди занятых в экономике), который имеет определенные различия между регионами страны.

Самостоятельное значение имеет анализ материального благополучия и социально-культурного развития населения.

При оценке экономического потенциала региона особое значение придают анализу структуры населения региона , которая бывает:

− поселенческая – распределение жителей по населенным пунктам разных типов и размеров;

− демографическая – распределение по полу, возрасту, семьям разного состава;

− социальная – распределение по социальным слоям (стратам);

− образовательно-квалификационная – соотношение различных групп по уровню образования и квалификации.

Производственный потенциал региона характеризует потенциальные возможности производства, протекающего в его пределах, которые определяются особенностями функционирования хозяйственной системы территории. Являясь частью национальной экономики, региональный хозяйственный комплекс представляет собой целенаправленно складывающееся динамичное устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями.

Успешное функционирование регионального хозяйственного комплекса зависит от максимального учета региональных факторов и особенностей, характер сочетания которых на определенной территории оказывает прямое влияние на формирование и развитие экономики региона, определяет специализацию региона, специфические особенности управления производством, социальными процессами.

Хозяйственный комплекс региона представлен взаимосвязанными отраслями:

по производству товаров : промышленность, сельское хозяйство, строительство, прочие отрасли по производству товаров;

по оказанию рыночных услуг : транспорт, связь, шоссейное хозяйство, торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, организации, обслуживающие сельское хозяйство, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, страхование, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование. Культура и искусство;

по оказанию нерыночных услуг : жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, организации, обслуживающие сельское хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, управление.

Если хозяйственный комплекс региона рассматривать, базируясь на системно-структурной точке зрения, то структура экономики может быть представлена в виде локальных систем: по сферам деятельность (промышленность, сельское хозяйство и т.д.), по отраслям производства, по разделению произведенных материальных благ и услуг для внутрирегиональных потребностей и для межрегионального перераспределения, по уровню занятости и т.д.

Структура регионального хозяйственного комплекса – индикатор эффективности его функционирования. По происходящим изменениям структуры можно судить об их характере − прогрессивным, стимулирующим динамичное саморазвитие, или регрессивным, ведущим к депрессии экономики.

Один из основоположников региональной науки У. Айзард считал отраслевую структуру региона важнейшим фактором экономического роста. Он придерживался мнения о зависимости циклических колебаний от отраслевой структуры и в соответствии с этим формулировал ограничивающие условия – выпуск любой отдельной отрасли не должен превышать 40% суммарного валового выпуска (это условие отражает мнение, что район, где имеется только одна отрасль, будет нездоровым в экономическом отношении). Такое ограничение отражает простую гипотезу, согласно которой чрезмерная концентрация производства в одном районе может привести к резким циклическим колебаниям, распространяющимся на всю систему.

Отраслевая структура региона представляет собой совокупность отраслей хозяйственного комплекса региона, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями. Динамика ее изменения позволяет оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.

В соответствии с общественным территориальным разделением труда в составе регионального хозяйственного комплекса выделяют функциональные группы отраслей – специализирующиеся и обслуживающие.

Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона, составляют основу регионального хозяйственного комплекса и характеризуются следующими признаками:

− выделением в национальном и региональном производстве;

− формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев;

− наличием высокой степени концентрации производства в регионе (в отличие от отраслей местного значения, которые сравнительно равномерно размещение по территории);

− производством в больших масштабах важнейших видов дешевой или дефицитной продукции, влиянием на уровень развития всех других отраслей;

− участием в межрегиональном обмене.

Различают сложившуюся и эффективную специализации.

Под сложившейся специализацией региона понимают концентрацию на территории региона конкретных видов производства, удовлетворяющих не только собственные потребности в продукции, но и потребности других регионов. Под эффективной специализацией региона следует понимать преимущественное развитие в регионе определенных, как правило, крупномасштабных отраслей производства, наиболее эффективно использующих местный ресурсный потенциал для удовлетворения потребностей национальной экономики. Эффективность региональной специализации должна оцениваться с позиций наиболее рационального территориального разделения труда в масштабе страны и наиболее производительного использования ресурсов региона.

Инновационный потенциал – один из важнейших факторов развития экономики региона. Инновационная деятельность предусматривает более эффективное использование ресурсного потенциала региона, укрепление и расширение хозяйственных связей, повышение интенсивности инвестиционных процессов на всех уровнях социально-экономической системы, развитие инфраструктурной базы и повышение роли инноваций в системе экономических интересов региона.

Инновационный процесс, являясь одним из важнейших факторов развития регионов, отличает ряд проблем, отражающих специфику каждой конкретной территории. Среди них выделяют:

− нарастание технологического отставания от экономически развитых стран;

− низкая конкурентоспособность отечественной продукции материальной сферы на мировых ранках;

− недостаточное финансирование фундаментальной и прикладной наук в наукоемких и передовых отраслях;

− физическое и моральное старение материально-технической базы научных учреждений (НИИ, КБ, ПТИ);

− низкая оплата труда и недостаток молодых специалистов в среде научного персонала, занятого исследованиями и разработками;

− низкий удельный вес затрат на технические инновации в объеме отгруженной продукции;

− недостаточно детализированная разработка концепции инновационного развития регионов, прежде всего, старопромышленных и др.;

Инновационный процесс последнего десятилетия в России отличается сокращением числа организаций, выполняющих исследования и разработки (с 4019 в 1998 г. до 3666 в 2008 г.), числа исследователей с учеными степенями (с 105,9 тыс. чел. в 1998 г. до 101,0 в 2008 г.), и сохранением на одном уровне удельного веса объема отгруженной инновационной продукции (5,1% - в 1998 г. и 5,0% - в 2008 г.).

Все регионы различаются между собой по степени восприимчивости к нововведениям, в связи с чем выделяют инновационно-активные и инновационно-пассивные регионы. «Склонность» региона к инновациям определяют с помощью целой системы показателей, охватывающих кадровую составляющую, объем затрат в научно-исследовательских организациях, источники их финансирования. В их число входят: число и доля инновационно-активных предприятий и их динамика; доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; внутренние текущие затраты на исследования и разработки; число созданных и использованных передовых технологий; объем инновационной продукции по уровню новизны и видам деятельности и др.

Оценка научного потенциала региона будет неполной без учета ресурсов, которые имеются в высших учебных заведениях, расположенных на его территории. Научная работа является одним из важных показателей деятельности высшей школы, которой традиционно уделялось в государственных вузах значимое место в иерархии обязанностей преподавателей. Однако за последние 10 лет доля вузов, выполняющих исследования и разработки, сократилась почти на треть и составляет в настоящее время не более 35%, что обусловлено падением престижа труда преподавателя и низким уровнем заработной платы.

Для повышения развития инновационной деятельности регионов необходимо создание холдингов, трастовых компаний и консорциумов в инновационных отраслях, поддержка малого и среднего инновационного бизнеса, разработка проектов совместно с предприятиями, расширение практики проведения научно-технических выставок, конференций, предоставление государственных гарантий инвесторам инновационной деятельности в различных формах.

Рациональное использование инновационного потенциала, обеспечивающее трансфер научных результатов в промышленный комплекс, сельское хозяйство, строительство, сферу услуг, повысит конкурентоспособность региона и позволит сделать значительный шаг к переходу его экономики на инновационный путь развития, что в конечном итоге приведет к достижению главного результата региональной социально-экономической системы – повышению уровню и качества жизни населения.

Региональная диагностика. Экономический анализ региона предполагает изучение практики экономического развития региона и неизбежно ставит перед нами проблему взаимосвязи природных, экономических, социальных, политических процессов, происходящих на разных территориальных уровнях (местном, региональном, национальном и глобальном), что возможно осуществить при помощи экономической диагностики , которая занимается анализом хозяйственной специфики регионов, определением их экономического «здоровья» и «болезней».

Экономическое состояние региона обследуется с помощью системы индикаторов, причем понятие и количественные характеристики «нормы» относительны. В условиях обширной по территории и слишком неоднородной по природным условиям РФ они зависят от многих обстоятельств:

 базы сравнения («норма» для Центральной России одна, Сибири – другая, Крайнего Севера – третья и т.д.);

 критерия «нормы» и подхода к ее расчету;

    уникальности какого-либо экономического признака или сочетания признаков, вследствие чего само понятие «норма» становится бесполезным (в данном случае для выводов привлечение статистических аргументов не требуется вовсе).

Задачи региональной диагностики ассоциируются:

Во-первых, с необходимостью иметь содержательный «паспорт» региона для выработки тактики и стратегии его развития. Вряд ли окажется эффективной региональная политика без уточнения представлений о типе регионов (проблемные, депрессивные и др.) и их функциях, без сведений об их отраслевой и демографической структуре, экономическом потенциале, динамических качествах и т.д.

Во-вторых, результаты комплексных диагностических обследований регионов постоянно востребуются другими органами и уровнями государственного управления. В частности, речь идет об информации, используемой для отраслевой реструктуризации хозяйственного комплекса, для составления среднесрочных и долгосрочных планов социально-экономического развития РФ и т.д.

В-третьих, надежная диагностическая маркетинговая информация в условиях переходной экономики может стать одним из основных аналитических инструментов для банков, корпораций, инвестиционных компаний, бирж, которые имеют прямое отношение к выработке стратегии размещения капиталов и формирования региональных рынков.

Приведем пример экономического диагноза, выполненных О.Г. Дмитриевой в методических целях в ее книге «Региональная экономическая диагностика» (СПб, 1992, с. 17). «В … области имеет место падение темпов экономического роста в связи с истощением природных ресурсов, т.е. депрессия. Падение производства в отраслях специализации спровоцировало мультипликативный нисходящий процесс. Региональный инвестиционный цикл находится на нисходящей стадии, приблитжающейся к своей низшей точке. Отрасли специализации и обслуживающий комплекс требуют пороговых капитальных затрат для восстановления экономического потенциала. Эффективность ограничений по природным ресурсам сочетается с отсутствием эластичности производственной функции по трудовым ресурсам (трудоизбыточностью). Трудоизбыточность, сопровождающаяся повышенными затратами на воспроизводства населения в условиях Севера способствуют снижению общей эффективности функционирования регионального комплекса»

Диагноз: Депрессия, вызванная истощением природных ресурсов в слабо диверсифицированном хозяйственном комплексе, с монопольным положением предприятий отраслей специализации на региональных рынках и трудоизбыточностью».

Диагностика природно-ресурсного потенциала. Природно-ресурсный потенциал (ПРП) региона характеризует совокупность естественных ресурсов и служит предпосылкой и фактором регионального накопления, условием привлечения дополнительных инвестиций, основой развития местной политики.

Количественная оценка ПРП территории достаточна трудна:

 она связана с учетом не только собственно ресурсов, но и природных условий (физико-географическое положение или рельеф местности существенно влияет на экономические возможности региона);

 включает в себя количественную оценку всех потенциалов отдельных видов ресурсов;

 каждый частный природный потенциал имеет свои единицы измерения (гидроэнергетический – единицы мощности, агроклиматический – гидротермические коэффициенты и т.д.), что осложняет проблему сравнения разнородных показателей.

Среди нескольких способов исчисления общего (интегрального) ПРП наиболее распространенным являются – бальный метод и метод стоимостных показателей. В первом случае принимается единая шкала и каждый частный природный потенциал региона в зависимости от своей величины получает свой балл. Он рассчитывается по формуле:

р s = p i

I =1

где Р s - общие потенциалы отдельных природных ресурсов; p i - частные потенциалы отдельных природных ресурсов; n – число составляющих.

После определения частных потенциалов по отдельным ресурсам есть возможность перейти к заключительной операции – определению общего природного потенциала территории, представляющего собой сумму выраженных в баллах потенциалов ресурсов:

Р =  p s

S =1

где Р – общий потенциал территории; N – число составляющих.

Любая принятая шкала баллов будет, разумеется субъективной, но важно чтобы элемент субъективизма был сведен к минимуму.

Перспективным является метод оценки ПРП в стоимостных показателях, который сводится вначале к оценке частных потенциалов, а затем – к суммированию стоимостных показателей по каждому виду ресурсов. Использование этого метода сопряжено со многими трудностями в связи с тем, что мировые цены, которые берутся за основу при определении ПРП, подвержены существенным колебаниям, а при расчете отдельных частных потенциалов важно избежать «двойного счета» (водный потенциал включает гидроэнергетический, рыбохозяйственный, водно-транспортный и т.д.).

При региональном планировании (прогнозировании) иногда возникает необходимость оперировать показателями не только абсолютной, но и относительной обеспеченности ресурсами, т.е. соотнесения величины ПРП региона с его площадью, населением, основными фондами и т.д.

Демографическая диагностика и диагностика рынка труда. Актуальным исследованием является эволюция демографической ситуации, особенно с начала 90-х годов ХХ века. Региональный аспект демографической ситуации важен для проведения социально ориентированной региональной политики государства, для прогнозирования рынка труда.

Этот вид диагностики, в отличие от предыдущего, базируется на хорошо разработанных и апробированных методах демографической статистики и не представляет особый сложностей. При диагностике естественного движения населения важно установить градации качественного состояния естественного прироста в регионе:

 положительный естественный прирост;

 нулевой естественный прирост;

 отрицательный естественный прирост (убыль населения).

В течение последнего десятилетия ХХ века демографическую ситуацию во многих регионах определяло механическое движение населения , т.е. миграции:

 приток беженцев и вынужденных переселенцев;

 положительная величина нетто-миграций в сельской местности;

 снижение уровня интенсивности переселений на территории РФ;

 отток населения из северных регионов страны, Сибири и Дальнего Востока.

При диагностике процессов механического движения населения исследуются следующие показатели:

 активное сальдо миграции (приток населения в регион);

 нулевое сальдо;

 пассивное сальдо (отток населения из региона).

Аналогичная шкала может использоваться и при характеристике внутрирегиональных перемещений населения (между городом и сельской местностью).

При диагностике региональных рынков труда основными качественными градациями их состояния служат: безработица, равновесное состояние (превышение трудовых ресурсов соответствует спросу на них, т.е. предложению рабочих мест) и дефицит трудовых ресурсов. В условиях развития рыночной экономики в нашей стране (относительно небольшой период времени развития рыночных отношений, цикличность кризисов в экономике) следует учитывать:

 скрытую безработицу (в т.ч. феномен «неполного рабочего дня» и «неоплачиваемый отпуск»);

 отличать абсолютную безработицу (избыток трудовых ресурсов) от ситуации, когда дефицит или избыток трудовых ресурсов носит структурный характер (например, избыток экономистов, дефицит инженеров, много женских трудовых ресурсов, не хватает – мужских).

Диагностика расселения . Объективная информация о показателях систем расселения в регионе необходима при осуществлении социальной региональной политики, а также при районных планировках и реализации инвестиционных программ.

Наиболее известным показателем расселения служит плотность населения. Но при более тщательном его анализе выясняется, что он имеет многочисленные «модификации»:

 плотность населения на обжитой, освоенной территории;

 плотность сельского населения;

 плотность городского населения;

 плотность коренного населения.

Среди других известных показателей, характеризующих рисунок расселения, следует отметить коэффициент территориальной концентрации населения , определяемый с помощью метода анализа ближайшего соседства:

R = Ō : 05 s : n

где Ō – среднее расстояние между ближайшими поселениями; S – площадь исследуемой территории; n – число поселений.

Считается, что при более или менее равномерном распределении населенных пунктов (преимущественно в староосвоенных регионах с равнинным характером рельефа) коэффициент территориальной концентрации «балансирует» около отметки «2», при скученном населении в одном пункте – возле отметки «0», при хаотичном распределении – возле отметки «1».

При сравнении регионов с точки зрения их «долевого участия» в формировании территориальной структуры населения используется индекс региональной концентрации , определяемый по формуле:

K pk = 0,5 (S i P i ) x 100%

где S i и P i  доля площади и населения i -го региона в общей площади и населения всей страны.

Более сложен механизм диагностики систем расселения – совокупности населенных пунктов, объединенных общей инфраструктурой. В современной литературе, посвященной анализу систем расселения, выделяются специальные их типы – локальные, внутриобластные, районные, областные и т.д. Система показателей, используемых при диагностике систем расселения, отражает:

а) их количественные параметры (площадь, численность населения, соотношение между численностью населения различных пунктов, а также между городским и сельским населением и т.п.) ;

б) качество (развитие объектов социальной инфраструктуры);

в) тип систем расселения.

Если количественные показатели дают представление об очевидных, легко проверяемых различиях, то о качестве систем расселения можно судить по степени благоприятности для организации объектов социальной инфраструктуры.

Диагностика экономического уровня развития региона. Подобный уровень, отражая в единстве количественную и качественную стороны хозяйственной деятельности, характеризует степень использования всех региональных производственных ресурсов, или эффективность достигнутого экономического потенциала.

В настоящее время на основе официальных расчетов валового (внутреннего) регионального продукта (ВРП) субъектов РФ производятся расчеты коэффициентов долевого участия регионов в ВРП страны в целом. Достоверность таких расчетов, произведенных на основе данных Росстата довольно высокая.

Известны и другие методы соизмерения региональных уровней экономического развития, большинство из которых в условиях рыночной экономики неприемлемо. Так, один из них предполагает упрощенный расчет величины произведенного национального дохода региона пропорционально его доле в общенациональном фонде оплаты труда занятых в материальном производстве. Другой – метод исчисления синтетического взвешенного индекса уровня экономического развития региона.

Диагностика динамических качеств региона . Подходы различны в зависимости от поставленной цели.

В первую очередь, необходимо определить степень устойчивости социально-экономической структуры. Для стабильной экономики характерно наличие, как минимум, трех уровней:

 устойчивой структуры (регионы, испытывающие интенсивный экономический рост или получающие значительный приток инвестиций);

 неустойчивой структуры (депрессивные регионы);

 формирующиеся структуры (регионы, где интенсивно вовлекаются в хозяйственный оборот природные ресурсы).

Аналогичным образом могут быть определены качественные градации экономического развития региона: собственно рост, оживление, стагнация, депрессия. Четких экономических параметров для интенсификации той или иной градации не существует. Однако в рамках единой используемой методики вполне допустимо определение качественных состояний. При определении тенденций экономического развития наиболее важным является установление их источников: например, какие – внутренние (эндогенные) или внешние (колебания общенациональной конъюнктуры) причины порождают экономическую депрессию?

В условиях современного развития рынка наибольшую актуальность приобретает вопрос о стадии инвестиционного цикла в регионе, тем более, что в отличие от общенационального пространства в отдельно взятом регионе она выражена более четко. В экономической науке различают следующие качественные состояния инвестиционного цикла:

1) восходящая стадия (при ежегодном росте инвестиций);

2) высшая точка инвестиционного цикла (достижение максимального уровня инвестиций при дальнейшем падении темпов роста);

3) нисходящая стадия (при ежегодном падении объема инвестиции);

4) низшая точка инвестиционного цикла (достижение максимального падения темпов роста объемов инвестиций).

При диагностике динамических свойств региона важно дать оценку мультипликативного процесса , который часто используется в странах ЕС. Без оценки регионального мультипликатора развития трудно определить возникшие в одной отрасли импульсы экономического подъема, которые естественным образом передаются на обслуживающие и вспомогательные отрасли, а также на деятельность в третичном секторе экономики.

Диагностика отраслевой, функциональной и территориальной структуры региона. Отраслевая структура хозяйства региона отражает внутрирегиональное разделение труда между отраслями и производствами. Ее можно анализировать с различных позиций: с точки зрения уровня специализации (диверсификации), степени устойчивости, уровня комплексности, повторяемости производственного процесса, полноты производственно-технологического цикла и т.д. При этом широко используются как традиционные показатели, так и межотраслевой баланс производства и распределения продукции.

Диагностика отраслевой структуры региона предполагает выявление отрасли (отраслей) специализации, соотношение между отраслями специализации, вспомогательными и обслуживающими. Для более «продвинутых» регионов необходимо определить стадию экономического развития с определением представительности первичных, вторичных, третичных и четвертичных видов деятельности, а также соотношение функций экономического процесса – управления, исследований, собственного производства.

При сравнительном анализе отраслевой структуры регионов определяют уровень диверсификации , характеризующий представленность (разветвленность) в регионе отраслей экономической деятельности. Причем величина отраслевой диверсификации обратна величине отраслевой концентрации. В этой связи методика выявления обоих показателей в сущности едина. Их расчет основан на сопоставлении «веса» отдельных отраслей в регионе и страны в целом

Коэффициент отраслевой концентрации рассчитывается следующим образом:

К отр.к = ∑ [(P J : P ) (C j : C )]

J =1

для всех j , для которых (P J : P ) (C j : C ) 0

где j – индекс отрасли, P j , C j – численность занятых в j -ой отрасли, соответственно, в регионе и стране в целом; P , C – общая численность занятых в экономике, соответственно, в регионе и стране в целом.

В связи с тем, что величина отраслевой концентрации обратна величине отраслевой диверсификации, можно рассчитать коэффициент последней:

К отр.к = 1: К отр.див

Оба коэффициента колеблются в пределах от 0 до 1. Шкала градаций при диагностике уровня диверсификации может выглядеть следующим образом:

 диверсифицированная отраслевая структура;

 слабо диверсифицированная структура;

 моноструктура.

Функциональная структура хозяйства региона отражает членение отраслей по их функциям в межрегиональном и внутрирегиональном разделении труда. При этом в одном случае (при группировке отраслей по их роли в межрегиональном разделении труда) могут выделять: а) отрасли специализации; б) отрасли, дополняющие хозяйственный комплекс и т.д.; в другом случае (при внутрирегиональном подходе) – отрасли и производства могут группироваться как последовательные стадии технологических процессов. Особое значение приобретают вопросы связи функциональной структуры хозяйства региона с местным, общенациональным и мировым рынками.

Территориальная структура хозяйства региона отражает внутрирегиональные территориальные пропорции, а также особенности внутрирайонной территориальной организации производства. Последняя может быть представлена различными формами и сочетаниями производств.

Диагностика комплексности хозяйства региона тесно связана с диагностикой отраслевой структуры хозяйства региона. Комплексность хозяйства региона – это взаимосвязанное, согласованное развитие производств и объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающее формирование оптимальной пропорциональности экономики как с точки зрения наиболее рационального использования имеющихся ресурсов, так и с позиций территориального разделения труда.

Об уровне комплексности экономики региона можно судить с помощью показателя, учитывающего степень «самообеспечения» региона:

N s = (P r : P) х (C r : C s )

где N s – уровень комплексности; Р – валовой продукт, потребленный регионом; P r - часть потребленного продукта, произведенная в самом регионе; C r – сводный индекс себестоимости единицы продукции, произведенной в регионе; C s – сводный индекс себестоимости единицы аналогичной совокупности продукции по стране (рассчитывается как средневзвешенный по всей основной номенклатуре).

Расчет приобретает целесообразность в случае, если

C r : ∑ C s 1

Экологическая диагностика региона. Исходным понятием для анализа здесь служит «региональная среда обитания людей». Производным от него является понятие «качество региональной среды обитания» (или «состояние природной среды обитания»).

Основными подходами к ранжированию экологических состояний регионов являются следующие:

естественное состояние – т.е. неизменное деятельностью человека;

равновесное, когда скорость восстановительных процессов выше или равна темпам антропогенных нарушений;

кризисное – состояние, при котором скорость антропогенных нарушений превышает темп самовосстановления природных систем, но еще не происходит коренного их изменения;

критическое – состояние, при котором происходит пока обратимая замена прежде существовавших экологических систем на менее продуктивные;

катастрофическое – состояние, при котором имеет место уже труднообратимый процесс закрепления малопродуктивных экологических систем;

состояние коллапса – необратимая утеря биологической продуктивности экологических систем региона.

Существуют трудности экологической диагностики региона. Так, возникает проблема при попытках оценки экологического состояния региона, связанная с несовпадением границ природных и административных образований. Другая проблема – трудность отбора необходимого круга аналитических показателей и несовершенство методики их расчета. Еще одна проблема – определение нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу региона, т.к. многое в данном случае зависит от циклонального характера воздушно циркуляции.

Таким образом, методики расчета оценки состояния региона уникальны для каждого из них и зависят от совокупности факторов, отражающих его социально-экономическое развитие.

Литература:

    Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983.

    Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.

    Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

    Калиникова М.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.

    Конституция Российской Федерации.

    Межевич Н.М. Экономический анализ региона. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007.

    Миронихина Ю.А. «Стратегия социально-экономического развития региона (на примере Рязанской области)». Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2007.

    Региональное измерение государственной экономической политики России / Под общей ред. А.С. Малчинова. – М.: Научный эксперт, 2007.

    Региональная стратегия экономического роста-2015 / [отв.ред. В.А. Ильин]; Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН. – М.: Наука, 2007.

    Регинальная экономика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.

    Теория и методология географической науки: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005.

    Управление инновационным развитием региона: монография / Под ред. А.П. Егоршина. – Н.Новгород: НИМБ, 2008.

    Экономическая оценка потенциала регионов: курс лекций. – М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2010.

Контрольные вопросы:

    Каковы основные составляющие социально-экономического потенциала региона?

    В чем особенности формирования социально-экономического потенциала региона?

    Что понимается под территориальными ресурсами и насколько сильно они воздействуют на социально-экономическое развитие регионов?

    Назовите регионы России, в составе социально-экономического потенциала которых исключительно велика доля природных ресурсов (земельных, водных, лесных и ресурсов недр).

    Как трудовой потенциал региона оказывает воздействие на социально-экономическое развитие территории?

    Что влияет на формирование регионального хозяйственного комплекса?

    Почему в регионах России низкая результативность использования научно-исследовательского потенциала?

    Каковы задачи региональной диагностики?

Численность населения субъектов РФ На 1 января 2015 года В среднем за 2014 год
Все население в том числе: Все население в том числе:
городское сельское городское сельское
Российская Федеpация без Крымского федерального округа 143972,4 106951,4 37021,0 143819,7 106750,1 37069,6
Центральный федеральный округ 38951,5 31880,5 7071,0 38885,7 31814,8 7070,9
Белгородская область 1547,9 1036,2 511,7 1546,0 1033,8 512,2
Брянская область 1233,0 860,3 372,7 1237,8 862,2 375,6
Владимирская область 1405,6 1093,7 311,9 1409,5 1095,8 313,7
Воронежская область 2331,1 1559,9 771,2 2330,1 1556,5 773,6
Ивановская область 1036,9 842,4 194,5 1040,0 844,3 195,7
Калужская область 1010,5 770,0 240,5 1007,5 766,2 241,3
Костромская область 654,4 466,4 188,0 655,4 465,7 189,7
Курская область 1117,4 747,3 370,1 1118,2 745,9 372,3
Липецкая область 1157,9 743,6 414,3 1158,9 743,6 415,3
Московская область 7231,1 5900,6 1330,5 7182,3 5859,1 1323,2
Орловская область 765,2 507,4 257,8 767,6 507,5 260,1
Рязанская область 1135,4 809,0 326,4 1138,1 810,2 327,9
Смоленская область 964,8 694,4 270,4 966,3 696,1 270,2
Тамбовская область 1062,4 635,6 426,8 1065,7 635,5 430,2
Тверская область 1315,1 989,0 326,1 1320,2 991,0 329,2
Тульская область 1513,6 1131,0 382,6 1517,5 1148,5 369,0
Ярославская область 1271,6 1039,5 232,1 1271,7 1040,0 231,7
г. Москва 12197,6 12054,2 143,4 12152,9 12012,9 140,0
Северо-Западный федеральный округ 13843,6 11639,4 2204,2 13822,1 11610,5 2211,6
Республика Карелия 632,5 503,4 129,1 633,5 502,9 130,6
Республика Коми 864,5 671,5 193,0 868,2 673,6 194,6
Архангельская область включая Ненецкий автономный округ 1183,3 910,8 272,5 1187,6 911,4 276,2
в том числе:
Ненецкий автономный округ 43,4 31,1 12,3 43,2 30,8 12,4
Архангельская область без Ненецкого автономного округа 1139,9 879,7 260,2 1144,4 880,6 263,8
Вологодская область 1191,0 856,5 334,5 1192,2 855,2 337,0
Калининградская область 969,0 752,6 216,4 966,0 749,9 216,1
Ленинградская область 1775,5 1146,5 629,0 1769,7 1145,6 624,1
Мурманская область 766,3 709,5 56,8 768,7 712,0 56,7
Новгородская область 618,7 438,4 180,3 620,6 438,5 182,1
Псковская область 651,1 458,5 192,6 653,8 459,6 194,2
г.Санкт-Петербург 5191,7 5191,7 5161,8 5161,8
Южный федеральный округ 14003,8 8802,0 5201,8 13983,9 8785,5 5198,4
Республика Адыгея 449,2 211,7 237,5 447,8 210,8 237,0
Республика Калмыкия 280,5 126,5 154,0 281,3 126,6 154,7
Краснодарский край 5453,3 2948,0 2505,3 5428,8 2930,4 2498,4
Астраханская область 1021,3 679,6 341,7 1018,9 678,9 340,0
Волгоградская область 2557,4 1957,2 600,2 2563,3 1960,1 603,2
Ростовская область 4242,1 2879,0 1363,1 4243,8 2878,7 1365,1
Северо-Кавказский федеральный округ 9659,0 4742,5 4916,5 9624,6 4724,3 4900,3
Республика Дагестан 2990,4 1348,2 1642,2 2977,1 1342,1 1635,0
Республика Ингушетия 463,9 189,0 274,9 458,4 185,9 272,5
Кабардино-Балкарская Республика 860,7 449,7 411,0 859,6 449,3 410,3
Карачаево-Черкесская Республика 469,0 200,2 268,8 469,5 200,5 269,0
Республика Северная Осетия-Алания 705,2 451,9 253,3 704,6 451,1 253,5
Чеченская Республика 1370,3 476,0 894,3 1358,4 472,1 886,3
Ставропольский край 2799,5 1627,5 1172,0 2797,0 1623,3 1173,7
Приволжский федеральный округ 29715,5 21231,8 8483,7 29727,1 21208,7 8518,4
Республика Башкортостан 4072,0 2511,9 1560,1 4070,8 2505,9 1564,9
Республика Марий Эл 687,4 448,1 239,3 688,1 447,2 240,9
Республика Мордовия 808,9 495,2 313,7 810,5 493,9 316,6
Республика Татарстан 3855,0 2939,7 915,3 3846,6 2930,1 916,5
Удмуртская Республика 1517,5 994,5 523,0 1517,3 992,6 524,7
Чувашская Республика 1238,1 751,5 486,6 1239,0 748,8 490,2
Пермский край 2637,0 1991,8 645,2 2636,6 1988,8 647,8
Кировская область 1304,4 985,9 318,5 1307,6 985,3 322,3
Нижегородская область 3270,2 2596,0 674,2 3275,8 2597,4 678,4
Оренбургская область 2001,1 1198,5 802,6 2004,8 1200,3 804,5
Пензенская область 1355,6 923,2 432,4 1358,1 924,1 434,0
Самарская область 3212,7 2580,6 632,1 3212,0 2580,1 631,9
Саратовская область 2493,0 1874,5 618,5 2494,8 1873,6 621,2
Ульяновская область 1262,6 940,4 322,2 1265,1 940,6 324,5
Уральский федеральный округ 12275,8 9933,8 2342,0 12255,0 9905,7 2349,3
Курганская область 869,8 535,3 334,5 873,5 535,8 337,7
Свердловская область 4327,4 3649,1 678,3 4324,1 3643,4 680,7
Тюменская область включая автономные округа 3581,3 2862,7 718,6 3563,8 2845,7 718,1
в том числе:
Ханты-Мансийский автономный округ 1612,1 1485,4 126,7 1604,7 1477,5 127,2
Ямало-Ненецкий автономный округ 540,0 452,6 87,4 539,8 452,6 87,2
Тюменская область без автономных округов 1429,2 924,7 504,5 1419,3 915,6 503,7
Челябинская область 3497,3 2886,7 610,6 3493,6 2880,8 612,8
Сибирский федеральный округ 19312,2 14036,3 5275,9 19302,5 14014,3 5288,2
Республика Алтай 213,7 62,3 151,4 212,7 61,9 150,8
Республика Бурятия 978,5 576,4 402,1 976,2 574,5 401,7
Республика Тыва 313,8 169,2 144,6 312,8 168,7 144,1
Республика Хакасия 535,8 367,0 168,8 534,9 365,3 169,6
Алтайский край 2384,8 1335,6 1049,2 2387,7 1334,4 1053,3
Забайкальский край 1087,5 732,6 354,9 1088,9 732,1 356,8
Красноярский край 2858,8 2193,7 665,1 2855,8 2187,3 668,5
Иркутская область 2414,9 1906,5 508,4 2416,6 1912,8 503,8
Кемеровская область 2725,0 2335,5 389,5 2729,6 2337,7 391,9
Новосибирская область 2746,8 2156,8 590,0 2739,0 2146,3 592,7
Омская область 1978,2 1427,7 550,5 1976,0 1423,9 552,1
Томская область 1074,4 773,0 301,4 1072,3 769,4 302,9
Дальневосточный федеральный округ 6211,0 4685,1 1525,9 6218,8 4686,3 1532,5
Республика Саха (Якутия) 956,9 624,7 332,2 955,9 623,7 332,2
Камчатский край 317,2 245,9 71,3 318,5 246,7 71,8
Приморский край 1933,3 1486,4 446,9 1935,9 1486,8 449,1
Хабаровский край 1338,3 1095,2 243,1 1339,1 1094,6 244,5
Амурская область 809,9 544,8 265,1 810,6 544,6 266,0
Магаданская область 148,1 141,3 6,8 149,2 142,3 6,9
Сахалинская область 488,4 397,4 91,0 489,7 398,0 91,7
Еврейская автономная область 168,4 114,9 53,5 169,4 115,3 54,1
Чукотский автономный округ 50,5 34,5 16,0 50,5 34,3 16,2
Крымский федеральный округ 2294,9 1330,8 964,1 2270,9 1312,9 958,0
Республика Крым 1895,9 962,2 933,7 1884,4 956,3 928,1
г. Севастополь 399,0 368,6 30,4 386,5 356,6 29,9

Согласно утвержденной приказом Росстата от 03.06.2010 г. № 209 актуальной методологии оценки численность населения на начало очередного года рассчитывается как сумма населения, зафиксированная исходя из последней переписи населения, минус число умерших и выбывших с данной территории за год и плюс число родившихся и прибывших на данную территорию за год.
Учёт численности населения приводится по постоянному населению в целом по России, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям всех уровней, включая городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения и межселенные территории. В расчетах учитываются изменения численности населения территорий в результате изменения границ, а также изменения городского и сельского населения в результате преобразований городских населенных пунктов в сельские и сельских населенных пунктов в городские.
В составе Российской Федерации в 2014 г. образовано два новых субъекта Российской Федерации (Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 г № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»). В связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя образован Крымский федеральный округ (Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа»).
Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года Республики Крым и г. Севастополя произведена с учетом итогов переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года, а также естественного движения населения и миграции населения. Поскольку по состоянию на 1 января 2014 г. Республика Крым и г. Севастополь не входили в состав Российской Федерации, передвижка итогов переписи населения на 1 января 2014 г. не производилась. В качестве среднегодовой численности населения по этим субъектам принята численность населения на 1 июля 2014 г.
К постоянному населению относятся лица, постоянно проживающие на данной территории, включая временно отсутствующих на указанную дату
К городскому населению относится население, проживающее в городских населенных пунктах. Городскими населенными пунктами считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов и поселков городского типа (рабочих, курортных, дачных поселков и поселков закрытых административно-территориальных образований). Все остальные населенные пункты считаются сельскими. Население, проживающее в них относится к сельскому.
Сведения о муниципально-территориальном делении основаны на официальных документах, поступивших от органов власти субъектов Российской Федерации.
Данные по Республике Крым приведены в соответствии с Законом Республики Крым от 6 июня 2014 года № 18-ЗРК «Об административно-территориальном устройстве Республики Крым»; по г. Севастополю в соответствии с Законом города Севастополя от 3 июня 2014 года № 19-ЗС «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя».