Все о тюнинге авто

Логопедическое занятие звуки н м. Конспект группового занятия:Дифференциация строчных рукописных букв м-н. Игровое упражнение «Дразнилки»

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3 . Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:

месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():

Миша, Марк, Марина, Мирон...

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, -

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Выполнять соответствующие движения.

Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем —

И опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.


НОД по развитию произносительной стороны речи

Дифференциация звуков «М» - «Н». Буквы М – Н.
Цель: Дифференциация звуков М и Н по акустико-артикуляционным особенностям. Коррекционно-образовательные задачи:  Учить различать согласные твёрдые звуки М и Н в слогах, словах и предложениях.  Совершенствовать навык звукового анализа – синтеза.  Закрепить навык образования и употребления относительных прилагательных.  Учить согласовывать имена существительные с числительными  Формировать навык чтения слогов и односложных слов. Коррекционно-развивающие задачи:  Развивать фонематические процессы.  Совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику.  Расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»  Развитие логического мышления, памяти, восприятия, внимания. Коррекционно-воспитательные:  Воспитание партнёрских взаимоотношений в группе детей. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Познавательное развитие. Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Оборудование: индивидуальные зеркала, буквы с наборным полотном из кассы букв и слогов, мяч, две куклы, предметные картинки, магнитная и маркерная доска, наборы звуковых символов, набор слогов с буквами «М» и «Н», набор карточек для игры «Четвёртый лишний».
Методы и приёмы: мотивация, показывание, напоминание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная. Ожидаемые результаты: дети осваивают навык дифференциации звуков [М] и [Н], умеют давать характеристику данных звуков, понимают разницу между звуком и буквой, обладают умением образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные, осваивают слоговое чтение, составляют простые распространённые предложения, владеют навыками звуко-буквенного анализа-синтеза. Ход НОД: Этап НОД Действия учителя -логопеда Действия детей 1.Организаци- онный момент Логопед: - Колокольчик вновь поёт, Поиграть нас всех зовёт. Вот мы и снова вместе, немного удивлены, немного встревожены, но очень рады видеть друг друга. Приятно вас видеть. Предлагаю вам поиграть вместе. Психогимнастика «Зайчик, колечко, цепочка» Дыхательное упражнение «Разбудим Дюймовочку» Логопед предлагает сыграть в игру с мячом «Какая бывает одежда?» (образование относительных прилагательных) Плащ из кожи какой? Носки из шерсти какие? Шляпа из фетра какая? Логопед: Ребята, помогите мне сосчитать носки и чулки. Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Дети заходят в кабинет, встают в круг. Дети выражают удивление. Дети нахмурили брови. Улыбаются друг другу. Дети выполняют упражнения для пальчиков, следуя словесной инструкции и наоборот. Ладони сложены бутончиком перед лицом, Дети делают короткий вдох через нос и длительный выдох на руки, которые при этом изображают раскрывающийся цветок. Дети ловят мяч и отвечают на вопросы: - кожаный - шерстяные - фетровая Дети передают по кругу мяч и считают: один носок, два носка,…, пять носков. Один чулок, два чулка…пять чулок.
2.Основная часть НОД Ребята присядьте на стульчики и посмотрите на доску. Предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Найдите лишний предмет и объясните ваш выбор. Так мы с вами узнаем, какие звуки получим в подарок. Логопед: Какие слова оказались лишними? Какой первый звук в каждом из этих слов? Какие же звуки мы получаем в подарок? Итак, сегодня мы будем говорить о звуках «М» и «Н». Поэтому к нам в гости пришли две куклы: Наташа и Максим. Они хотели бы знать, какие же первые звуки в их именах? Логопед: Расскажите куклам об их любимых звуках, ведь вы уже с ними знакомы. Покажите, какими символами мы обозначаем эти звуки. Проверьте, правильно ли обозначили Наташа и Максим эти звуки? Логопед: Наташа и Максим хотят получить от вас подарки, но Наташа принимает только картинки, в названии которых есть звук «Н», а Максим хотел бы получить от вас картинки на звук «М». Логопед: Ребята назовите буквы, которые вы видите? Напомните, чем буквы отличаются от звуков? Сосчитайте, сколько здесь букв «Н», а сколько «М». Посмотрите: Наташа и Максим хотели написать свои любимые буквы, и вот что у них получилось. Допишите буквы. Логопед: Наташа и Максим вырастили прекрасный урожай необыкновенных фруктов. Что это? Дети выбирают лишние предметы и обосновывают своё решение. Дети называют. Ответы детей. Дети дают ответы. «М» - согласный, твёрдый, звонкий, носовой. «Н» - согласный, твёрдый, звонкий, носовой. Дети выкладывают символы звуков «Н» и «М» Дети исправляют ошибки кукол. Каждый ребёнок берёт по картинке, составляет предложение с этим словом и «дарит» кукле. (Я подарю красивую матрёшку Максиму) Дети поясняют, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Дети дают ответы. Дети исправляют ошибки кукол.
Прочитаем их. Логопед: Я вижу, что вы устали. Давайте отдохнём. Психогимнастика «Выложим буквы» Физкультминутка «Муха – Цокотуха» (сопряжение слова с действием) Пальчиковая гимнастика «Весёлый кролик Банни…» «Весёлый кролик Банни Резвится на поляне. Чуть шорох где-то слышит, Замрёт он и не дышит… А на его макушке Встают как стрелки ушки. А домик его – норка Под ёлкой у пригорка. Он к дому подбегает, Прыг и в него ныряет. Логопед: А теперь поможем Наташе и Максиму составить звуковые схемы слов «нос» и «мак». Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с этой задачей. Превратите звуки в буквы. Логопед: Мы отлично потрудились и помогли нашим новым друзьям. Расскажите, что же интересного сегодня узнали вы и наши гости? Один ребёнок выступает в роли «учителя»: он показывает яблоки и груши, на которых написаны слоги, дети их читают. Воспитанники делятся на пары и изображают буквы «М» и «Н». Логопед вместе с детьми проговаривает вступительную часть сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха». Слова сопровождаются движениями. Дети последовательно выполняют движения пальчиками: указательный и средний подняты вверх, остальные согнуты («зайчик»); покачивают пальчиками влево – вправо; пальчики сложены вместе и подняты вверх; левая рука изображает «норку», а правая скачущего зайчика, который прыгает в норку. Дети выкладывают звуковые схемы, затем все вместе обсуждают то, что получилось. Дети заменяют звуковые символы на буквы и прочитывают получившиеся слова. Дети перечисляют игры и упражнения, которые им запомнились, и ещё раз дают характеристику звукам «М» и «Н».

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Список использованной литературы

1. Алифанова К. А., Кгорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

3. Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

5. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

6. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, - М.: Просвещение, 1971.

7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982.

8. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1988.

9. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

10. Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

11. Т"уманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

12. Цвьштарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.-- СПб.: Лань, 1998.

279. Эти звуки сонорные. Артикуляция сонорного м та же, что и звуков п-б, только струя выдыхаемого воздуха проходит через нос, так как нёбная занавеска опущена.

Артикуляция сонорного н та же, что артикуляция звуков т-д, только струя выдыхаемого воздуха проходит через нос; нёбная занавеска опущена. Эти два звука - м и н называются носовыми.

По сравнению с другими звуками из группы сонорных согласные м и н не требуют особой отработки. Необходимо уделить внимание двойным м и н в словах и на стыке слов. Как правило, многие студенты, имея диалектное произношение, не произносят двойной н или м в окончаниях прилагательных типа длинный, странный, отменный, временный, а также на стыке слов, когда одно слово оканчивается на н или м , а другое начинается на тот же согласный, например:

он не знает [оннезнает]

нам мешают [наммешают]

он не понимает [оннепонимает]

нам мстят [наммстят] и т.п.

В этих сочетаниях некоторые студенты делают орфоэпическую ошибку, на которую следует обращать внимание с самого начала работы над звуками. Они смягчают конечные согласные н и м в словах типа нам, он в результате чего получается искаженное произношение: [оньнезнает], [намьмстят].

280. Для освоения правильного произношения двойных согласных н и м рекомендуем отработать следующие слова и фразы:

нам а зать

нам мажут [наммажут]

нам ы лить

нам мылят [наммылят]

нам о кнуть

нам мокнуть [наммокнуть]

нам е тить

нам метить [намметить]

намес и ть

нам месить [наммесить]

нам я ть

нам мять [наммять]

он неудачник [оннеудачник]

он неустроен [оннеустроен]

он не ошибся [оннеошибся]

он недотрога [оннедотрога]

Примечание. Обращаем внимание на то, что во фразах, в которых рядом стоят твердый и мягкий звуки н и м , один согласный произносится твердо, а другой мягко.

281. Задание

Для освоения произношения сонорных согласных м, н отработайте несколько стихотворных текстов, предварительно разобрав их по смыслу.

м, н

Если

Гавану

окинуть мигом -

Рай -

страна, страна, что надо.

Под пальмой

на ножке стоит фламинго,

Цветет колларио

по всей Веладо.

(В. Маяковский)

Она сидит перед окном;

Пред ней открыт четвертый том

Сентиментального романа:

Любовь Элизы и Армана,

Иль переписка двух семей -

Роман классический, старинный,

Отменно длинный, длинный; длинный,

Нравоучительный и чинный

Без романтических затей.

(А. Пушкин)

Я шел ко дну.

Дошел до дна,

Пошел ко дну -

И не страшна -

Мне никакая глубина.

(Л. Мартынов)

Я листаю стихов моих томик,

Все привычно, знакомо давно.

Юность! Ты как охотничий домик.

До сих пор в нем не гаснет окно.

(М. Светлов)

Чем неискусней меч,

Тем он звенит грознее.

Чем неразумней речь,

Тем говорун шумнее.

(Р. Гамзатов)

282. Сонорные л и р наиболее сложные по своей артикуляции звуки. Среди студентов есть такие; у которых звук л вялый, а в звуке р нет хорошего раската - так называемый «одноударный р ».

Сонорные согласные л-ль переднеязычные, щелевые, боковые. При артикуляции л-ль зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние зубы; спинка языка вместе с краями опускается; корень языка приподнимается к мягкому нёбу и несколько оттягивается назад. Воздух проходит по бокам (звук боковой). Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, М и др.

Структура пособия

Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Уточнение правильной артикуляции звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

После уточнения правильной артикуляции и постановки дефектно произносимого звука, начинают его автоматизацию. Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При автоматизации в словах отрабатывается произнесение звука в разных позициях; в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.

На заключительном этапе автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки и пословицы следует проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки сначала произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторять её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно заучивать. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читаются спокойно, выразительно, чтобы ребенок смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук М

Артикуляция звука

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.

Постановка звука

По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.

Практический материал по автоматизации звука М

1. Повтори слоги.

Ма - мо

Ма - мо - му

Ам - ом - ум - ым

Мо - ма

Му - мы - ма

Ум - ом - ам - ым

Му - мы

Мо - ма - му

Ым - ом - ам - ум

Мы - му

Му - ма - мы

Ом - ум - ым - ам

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.

3. Повтори предложения.

Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.

Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать.

6. Повтори скороговорки.

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

7. Повтори загадки.

Красная девица сидит в темнице,

Голова на ножке,

А коса на улице.

(Морковь)

В голове горошки.

(Мак)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настает,

Тогда перестает.

(Муха)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

8. Выучи стихотворения.

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я морскому кораблю

Дам названье «Мама!».

(Я. Аким)

Можно мне? - Спросила мышка?

Что ты? Ты еще малышка.

(Г. Сатир)

9. Игра «Подскажи словечко»

Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

И шалить без передышки

Целый день могли...(мартышки).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой...(мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на...(машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

10. Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

11. Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Звук Мь

Артикуляция звука

См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

1. Повтори слоги.

Мя - ме - мю

Мя - мя - мя

Мя - мю - ме

Ямь - ямь - ямь

Ми - мя - мю

Ми - ми - ми

Мю - ме - ми

Ме - ме - ме

Мё - ми - мя

Имь - имь - имь

Мю - мю - мю

Емь - емь - емь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.

Звук в середине слова:

Имя, замять, знамя; домик, комик, камин, домино, витамин, замирать; комета, камень, поменять, заметка, замена, камелия, перемена; намёк, помёт.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Тме, дме, бме, вме, сме. Отмена, отменить, отмести; подменить, подметать; обмен, обменять; вместе; смета, смелый.

3. Повтори предложения.

У Милы медаль. Мила метает мяч. Мишка любит мёд. Миша мигает Миле. Мяч летит минуту. Мила бросила мяч метко. Миша ест мясо. В доме камин. На доме висит знамя. Комета летит мимо домика Милы. Митя заметил камень. Комик понял намек. Митя несет знамя. У мяты мятный вкус. На улице метёт метель. Миша пьёт витамины. Медведь любит мёд. Митя рисует мелом.

4. Повтори чистоговорки.

Ми - ми - ми - я пою ноту ми. Ми - ми - ми - идём сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

С волками жить – по-волчьи выть. Кто смел, тот и съел.

6. Повтори загадки.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

(Мяч)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Рогатый, а не бодается.

(Месяц)

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет.

(Метла).

7. Выучи стихотворение.

Мячик.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной,

Этот мячик очень мил:

Стёкол он еще не бил!

(Г. Виеру)

8. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Не влезает в книжку

Косолапый... (мишка).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку... (мячик).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь).

9. Игра «Наоборот».

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука МЬ.

Война - (мир)

быстро - (медленно)

Ссориться - (мириться)

твердый - (мягкий)

10. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком МЬ, которые в нём встречаются.

У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!

Дифференциация звуков М – МЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, МЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков М - МЬ

1. Повтори слоги.

Ма - мя

Му - мю

Мы - ми

Мя - ма

Мю - му

Ми - мы

Ма - мя - ма

Му - мю - му

Мы - ми - мы

Мя - ма - мя

Мю - му - мю

Ми - мы - ми

2. Повтори слова.

Мал - мял

Мама - мята

Мотмёд

Моль - миля

Мать - мять

Зима - знамя

Комод - камин

Кума - имя

Маг - мягкий

Мыс - тмин

Мыло - мило

Кумыс - камин

Мала - мяла

Ломать - замять

Масло - мясо

Мороз - минус

3. Повтори предложения

Маленькая Мила любит мед. Мама Милы купила масло и мясо. Митя смотрит на камин. Маша несет знамя. Мама моет Милу мятным мылом. Мама замесила тесто. В саду у Маши растет мята. Мила слушает музыку. Мария - красивое имя. Марат играет в мяч. У Милы дома живет маленький котенок. В море плавают медузы. У Мани любимая игрушка - мишка. Зимой часто метет метель. Медведь ест малину. Макар несет мешок с мандаринами.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - мя - ма - я пишу сама.

Ми - мы - ми - мы читаем сами.

Му - мю - му - я иду к дому.

Мя - ма - мя - у тебя красивое имя.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Доброму и добрая память. Миром и горы сдвинем. Мало хотеть, надо уметь.

6. Повтори скороговорки.

На мели мы налима поймали.

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила,

Миле в глаз попало мыло.

Что ты плачешь, наша Мила?

Я выплакиваю мыло.

7. Повтори загадки.

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(Мышь)

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

(Метро)

Сам худ, а голова с пуд.

(Молоток)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

8. Выучи стихотворения.

Мой конь.

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня, -

Я поехал к маме.

(М. Клокова)

Март месяц,

А метель, мороз...

Купили маме мы мимоз. Умники!

(Е. Благинина)

9. Игра «Доскажи фразу»

Взрослый просит ребенка закончить фразу подходящим по смыслу словом.

Конь ржет, а корова... (мычит). Собака лает, а кошка... (мяукает). Луна светит, а звезды... (мерцают).

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

Маша - мед

Марк - мяч

Мила - магазин

Мама - мясо

Маня - домино

Мила - дом

11. Перескажи рассказ.

Мила с мамой пошли в лес за грибами. Мила взяла большую корзину. «Мама, я хочу собрать много грибов», - сказала девочка. В лесу Мила искала грибы под каждым кустиком, под каждым пеньком, заглядывала под листочки. Очень быстро корзина, наполнилась грибами. Мила показала корзинку маме, а там одни мухоморы. «Мила, это же несъедобные грибы. Их нельзя есть, а то в больницу попадешь. Не расстраивайся, Мила, я поделюсь с тобой своими грибами», - сказала мама.

Звук Н

Артикуляция звука

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости.

Постановка звука

1 способ: по подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.

2 способ: на базе звука М. Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

Практический материал по автоматизации звука Н

1. Повтори слоги.

На - но - ну - ны

Ан - он - ун

Ны - на - ну - но

Ын - он - ун

Но - ны - ну - на

Ун - ан - он

Ну - на - ны - но

Он - ун - ын

На - на

Ну - но

Но - на

Ну - ны

Но - ну

Ны - ну

2. Повтори слова.

Звук в начале слова.:

Нам, нас, наш, Ната, Надя, Наф-Наф, навага, надеть, надевать, накапать, нагибать, написать, набор, народ; ныть, нытик, нырять; ноги, ногти, ночь, нос, носки, носить, ноль, норка, носорог; Нуф-Нуф.

Звук в середине слова:

Она, Дина, тина, Лена, ванна, канат, бананы, дубина, комната, весна, десна, калина, малина, картина; даны, воины, батоны, бизоны, телефоны, слоны; кино, Вано, дано, окно; тонуть, кинуть, дунуть, сунуть.

Звук в конце слова:

Он, кон, вон, фон, тон, Дон, пан, сон, сан, воин, наган, закон, слон, патефон, телефон, магнитофон, граммофон, ворон, кран.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Нка, нки; нты; мно; сны, зна. Манка, гонка, дубинка, песчинка, соринка, воронка, картинка, крынка; танки, гонки, тонкий, санки; унты, винты, зонты, кранты; темно; сны, знать, знамя, знание, значок,знахарь.

3. Повтори предложения.

Вон Ната и Нонна. У Наты батон. У Нонны банка. В банку налили суп. У Антона унты. У Наты бант. Ната несет банан. Нина и Нонна у окна. У Наты грязные ноги. Ната носит воду. Она моет ноги. Антон поет по нотам. Нина видит канавы. У Нонны апельсины. У Нины мандарины. Лена носит бантик. У Нонны пенал. У Наты длинные ноги. Нонна и Ната подруги. Настя носит платье. Нонна носит юбку. Ната у Насти дома. У Насти новая юбка. У Нонны новый дом. Нонна моет окно. Антон надел новые носки. У Антона белый телефон. Воин несет вахту. Кот надел на ноги сапоги. У Нины ботинки. У канала - Нонна. Нонна моет банку. Нина носит очки. Ната и Нонна едут в новый дом. Нонна носит куклу на руках. Антон и Настя живут в новом доме. У Антона новая игрушка.

4. Повтори поговорки.

На.- на - на - Ната у окна. .

Ну - ну - ну - идет Ната к окну.

Но - но - но - моет Ната окно.

Ны - ны - ны - Нате снятся сны.

Но - но - но - в нашей комнате темно.

Ан - ан - ан - папа чинит кран

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много снега - много хлеба.

Гость не много гостит, да много видит.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Наделано наспех - и сделано насмех.

Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

Один в поле не воин.

6. Повтори скороговорки.

Пан пану дал бананы.

Наш Полкан попал в капкан.

Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.

7. Повтори загадки.

Одна нога и та без сапога.

(Гвоздь)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

(Луна)

Но морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет.

(Волна)

Всю жизнь ходят в обгонку, а догнать друг друга не могут.

(Ноги)

Меж двух светил посередине один.

(Нос)

На пальце одном ведерко вверх дном.

(Напёрсток)

8. Выучи стихотоворения.

Старый слон.

Спит спокойно

Старый слон,

Стоя спать

Умеет он.

(С. Маршак)

Сонный слон.

Дон-дон, дон-дон!

В переулке ходит слон

Старый, серый, сонный слон.

Дон-дон, дон-дон!

(И. Токмакова)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Часовщик, прищурив глаз,

Чистит часики для... (нас).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!.. (Носорог).

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым... (ножиком).

10. Игра «Наоборот».

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука Н.

Налево - (направо)

Высушить - (намочить)

Под - (над)

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Н, которые в нём встречаются.

Около села лес. Девочки играли в прятки. Наташа искала Алину, Нонну, Алёну. Алина - у ели. Алёна - у сосны. Где Нонна? А она стоит у куста. Наташа нашла её позже всех.

Звук Нь

Артикуляция звука

См. звук Н. Разница в том, что при произнесении звука НЬ кончик языка опущен за нижние резцы.

Постановка звука

1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Н. В момент произнесения звука Н логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Практический материал по автоматизации звука НЬ

1. Повтори слоги.

Ня - не - ню

Ня - не

Не - ни

Ань - онь - унь

Ню - не - ня

Не - ня

Ню - ня

Ынь - онь - ань

Ни - ня - не

Ню - не

Ня - ню

Инь - янь - ень

Ню - ня - ни

Ню - ни

Не - ню

Ёнь - инь - янь

Ня - ни - не

Ни - ню

Юнь - янь - инь

Ню - не - ня

Ни - не

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Ням-ням, няня; нить, Нина, Никита, нитки, Нил; нет, небо, немой, негде, недотёпа, Неимейка, Незнайка, небось, небосвод, невыносимый, небыль, невидаль; нёбо, нёс; Нюта, Нюся, Нюра.

Звук в середине слова:

Дыня, Аня, Ваня, Моня, Тоня, Даня, Таня, Соня, Сеня, понять, занять, занятия; они, кони, пони, дыни, мани, сани, сени, песни, понимать, понимание; унесли, понесли, вынесли, занесли.

Звук в конце слова:

Конь, дань, день, тень, пень, Вань, Тань, Тонь, Сонь, осень, песнь, лень, очень.

Стечение согласных в слогах и словах:

Нька, ньки.

Дынька, Ванька, Манька, Танька, Данька, доченька; коньки, маленький, удаленький, тоненький.

3. Повтори предложения.

Нина не виновата. Нюся немая. Няня нянчит Нину. Няня моет Нину. Нюся несет сани. Няня несет нитки. Никита не умеет ходить. Незнайка не умеет писать. У Нины болит нёбо. У Нины нет ниток. Нюси нет дома. Нюся едет на коне. Нина несет сумку на спине. Кони унеслись от волка. Недавно Никита видел коней. На небе нет облаков. Никита несет коньки. Нюра несет маленькую дыньку. Нюра поет песни. В небе несется самолёт. Нина не любит дыни. Недотепа не хочет работать.

4. Повтори чистоговорки.

Ня - ня - ня - я веду коня.

Ню - ню - ню - воду дам коню.

Ни - ни - ни - не пьют кони.

Не - не - не - едем на коне.

Нём - нём - нём - мы идём с конём.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Взглянет - лес повянет.

День, как день, да год не тот.

Не бросай друга в несчастье.

6. Повтори скороговорки.

У Ваньки у Встаньки несчастные няньки.

У маленькой Сани сани едут сами.

7. Повтори загадки.

Голубая простыня весь свет покрывает.

(Небо)

Не пух, не мех, а оденет всех.

(Хлопок)

Слаще меда, легче пуха.

Отдохни! - всё шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить.

(Лень)

8. Выучи стихотворение.

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто)

И сказала няня Нине:

«Видишь солнце на картине?

И в такой весенний день

Пень отбрасывает тень».

(О. Егорова)

9. Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребёнку назвать ласково следующие предметы (объекты):

Нитка - (ниточка)

день - (денёк)

Няня - (нянечка)

Даня - (Данечка)

Дыня - (дынька)

Анюта - (Анюточка)

10. Игра «Составь предложение».

Взрослый предлагает ребёнку составить предложение по следующим опорным словам:

Никита - конь

Небо - самолет

Тоня - нитки

Соня - песня

Ваня - коньки

Аня - дыня

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком НЬ, которые в нём встречаются.

У Тани и Ани няня. Няня купает Таню и Аню в ванне. В ванне тёплая вода. Няня поёт девочкам песни. Таня и Аня веселятся

Дифференциация звуков Н – НЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Н, НЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Н - НЬ

1. Повтори слоги.

На - ня

Ну - ню

Ны - ни

Но - не

Ня - на

Ню - ну

Ни - ны

Не - но

Ня - на - ня

Ню - ну - ню

Ни - ны - ни

Не - но - нё

На -ня -на

Ну - ню - ну

Ны - ни -ны

Но - не -но

2. Повтори слова.

Нам - ням

Носки - нести

Тина - тень

Ната - няня

Ноты - нет

Народ - невод

Ныть - нить

Набор - небо

Настил - Нил

Нытик - нитки

Нам - нем

Ноги - нёбо

Нос - нёс

Тонна -Тоня

Она - они

Сонный - Соня

Пена - пень

Норка - Нюрка

3. Повтори предложения.

У Наты болит нёбо. У Ани теплая накидка. Наседка никак не сядет на насест. Нина насилу доедает пудинг. Нюсю наказали, а она не виновата. У Никиты наган. Недавно на коней напали волки. Нюся моет окно. Лена ленится. Дина купила нитки. Няня купает Нату. Тоня и Лена несут малину. Нюся разговаривает по телефону. Даня нарисовал картину. Надя катается на коньках. Ваня катается на санках. Соня убирается в комнате. Надя несет дыню. Наф - Наф и Ниф - Ниф - поросята. Лена спешит на занятия. Дина смотрит в небо.

4. Повтори чистоговорки.

Ни - ны - ни - маленькие пони.

Ны - ни - ны - красивые сны.

Ну - ню - ну - вижу Лену.

Не - нэ - не - иду к Ване.

На - ня - на - наступила весна.

Ня - на - ня - поет няня.

5. Повтори пословицы, поговорки.

В осеннее ненастье семь погод на дворе. На чужой земле и весна не красна. Не знать - не страшно, страшно - не узнать. Одна пчела немного меду наносит.

6. Повтори загадки.

Пять ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка.

(Ноты)

У кого днем один глаз,

А ночью много?

(У неба)

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру.

Кто это?

(Конь)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

(Слон)

7. Выучи стихотворение.

Нос сует свой Игорек

То в варенье,

То в медок.

Ой, боюсь я,

Как бы нос

К банке с медом не прирос.

(Ф. Бобылев)

8. Игра «Твердый-Мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Н, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук НЬ - зеленый квадратик.

Картина, паутина, нить, небо, насест, нет, нож, немой, нос, низко, нюхать.

Надя - песни

Нюся - сон

Маня - зонт

Алена - коньки

Витя - санки

Нюра - темнота

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Буратиний нос

На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается. Надулся Никита.

Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

(Г.Юдин)

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

Ма - на

Ма - на - ма - на

На - ма

Мы - ны - мы - ны

На - ма - на

Мо - но - мо - но

Ма - на - ма

Му - ну - му - ну

2. Повтори слова.

Маша - наша

Мыть - ныть

Рамы - раны

Мил - нил

Мытье - нытье

Комок - конек

Миг - Ник

Мука - наука

Самки - санки

Дама - дано

Дом - Дон

Сама - Саня

Рама - рано

Ком - сон

Дима - Дина

Миша - ниша

Там - тон

Моль – ноль

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Нина - дом

Комар - нос

Маша - сон

Ната - мыло

Рома - ноты

Таня - морковь

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Список использованной литературы

1. Алифанова К. А., Кгорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

3. Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

5. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

6. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, - М.: Просвещение, 1971.

7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982.

8. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1988.

9. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

10. Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

11. Т"уманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

12. Цвьштарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.-- СПб.: Лань, 1998.