Все о тюнинге авто

Особенности русской литературной усадьбы. Усадьбы и имения русских писателей

Виллы того времени великих русских писателей

Виллы того времени великих русских писателей


Сегодня, 10 июня 2015 года, «Музею-усадьбе Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» исполняется 94 года. Мы сегодня решили вспомнить и рассказать вам о поместьях и имениях великих русских писателей.


Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»


Основы музея заложила еще жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна, бережно сохранявшая не только вещи писателя, но и обстановку всего яснополянского дома.

Она привела в систему хранившиеся в усадьбе письма и оказывала помощь исследователям, работавшим над биографией Толстого. Большое участие в жизни усадьбы в первые два десятилетия после смерти Льва Николаевича принимали его дочери Татьяна и Александра, а первый путеводитель по Ясной Поляне еще за семь лет до официального открытия музея написал старший сын писателя Сергей.


Основы «Ясной Поляны»
заложила жена Л. Н. Толстого Софья Андреевна


Во время революции и в первые годы Гражданской войны семейное гнездо Толстых удалось уберечь от погромов благодаря созданному в Туле «Обществу «Ясная Поляна» и яснополянским крестьянам.



Дом Льва Толстого


В 1918 году Совет народных комиссаров принял специальное постановление, согласно которому местные власти обязаны были охранять имение «со всеми историческими воспоминаниями, которые с ним связаны». Право пожизненного пользования усадьбой было закреплено за Софьей Андреевной.


В 1928 году Ясная Поляна
приняла уже 8 тысяч посетителей


27 мая 1919 года Народный комиссариат просвещения выдал Александре Львовне Толстой охранную грамоту на Ясную Поляну, в которой удостоверялось, что усадьба и все находящиеся в доме Толстого вещи, имеющие «исключительную культурно-историческую ценность и являющиеся национальным достоянием, находятся под охраной государства».

А через два года, 10 июня 1921 года правительством было принято постановление, согласно которому Ясная Поляна объявлялась государственным музеем-заповедником. Отныне все усадебные посадки и постройки, включая интерьеры Дома Толстого, должны были сохраняться в неприкосновенном виде. Отвечать за это должен был «комиссар-хранитель музея»; на этот пост была назначена младшая дочь писателя Александра Львовна.

Музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Судьба тургеневской усадьбы после смерти писателя складывалась драматически. Книги, портреты, рукописи, семейные ценности и памятные реликвии разошлись по наследникам. Многое так и исчезло безвозвратно. Опустевший дом Тургенева был уничтожен пожаром 1906 года.




Спасское-Лутовиново, усадьба Ивана Тургенева


Лишь благодаря предусмотрительности новых хозяев - Галаховых, заблаговременно были вывезены и в основном сохранены старинная библиотека и мемориальные вещи. В годы гражданской войны и смуты усадьба оказалась бесхозной, плохо охранялась.

Оставшиеся помещения ветшали, подвергались расхищению. Некоторые строения были разобраны. На протяжении ряда лет поместье Тургенева сдавалось в аренду - сначала частным лицам, позднее - сельхозартели, совхозу и местной школе. Жемчужина усадьбы - тургеневский парк - одичал, сильно пострадал от вырубок.

Дореволюционный губернский музей, номинально опекавший усадьбу, несмотря на попытки его заведующего П. С. Ткачевского, оказался бессильным остановить процесс ее запустения.




Поворотным событием явилось празднование 100-летия со дня рождения Тургенева в 1918 году. В Орле в национализированном для этой цели доме Галаховых, была открыта библиотека-музей имени И. С. Тургенева, что благотворно отразилось в дальнейшем на положении Спасского-Лутовинова.

Сохранившаяся часть тургеневского достояния - книги, мебель, рукописи, мемориальные вещи - были объявлены национальной собственностью.


В 1918 г. сохранившееся тургеневское достояние
объявили национальной собственностью


Осенью 1921 года советским правительством принят законодательный акт об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. Музей И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове создан 22 октября 1922 года распоряжением Наркомпроса. В 1937 году заповедник был возведен в ранг административной единицы, получил право иметь небольшой хозяйственный штат.

В 1976 году в Спасском-Лутовинове был восстановлен дом И. С. Тургенева. Сюда возвращены подлинные вещи. Возрождены интерьеры. В сентябре 1976 года мемориальная экспозиция была открыта для посетителей. 28 августа 1987 года постановлением Совета Министров Российской Федерации № 351 ему был придан статус Государственного мемориального и природного музея-заповедника.

«Тарханы» - лермонтовский музей-заповедник

Тарханы (ныне село Лермонтово) - бывшее имение бабушки М. Ю. Лермонтова, где прошли детские и отроческие годы великого поэта.



Тарханы


Здесь он провел половину своей короткой 26-летней жизни. Здесь покоится его прах, а в фамильной часовне-усыпальнице находится не только могила М. Ю. Лермонтова, здесь могила его матери, дедушки и бабушки. Рядом с часовней могила отца поэта - Юрия Петровича Лермонтова.


Лермонтовский музей «Тарханы»
является памятником федерального значения


Сейчас в селе расположен музей-заповедник «Тарханы» - уникальный историко-культурный памятник федерального значения. В экспозиционный комплекс входят помещичья усадьба с барским домом, две церкви, построенные на средства бабушки поэта: церковь Марии Египетской (на усадьбе) и церковь Михаила Архистратига (в центре села); восстановленные дом ключника и людская изба.



Барский пруд


Живописная усадьба с прудами, садами, парками, вековыми липами и вязами хранит память о том времени, когда в ней жил поэт.


В лермонтовском музее «Тарханы»
воссоздана жизнь первой половины XIXв.


В музее-заповеднике воссоздана жизнь первой половины XIX века. Здесь проводятся театрализованные представления, балы, фольклорные праздники, поздравительные программы, разыгрывается «Тарханская свадьба», на мастер-классах обучают старинным тарханским ремеслам, а посетители с удовольствием катаются на лодочках и лошадях.

Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово»

Мелихово - один из замечательных памятников русской культуры. Здесь с 1892 по 1899 гг. жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.



Главный усадебный дом в «Мелихове».


Мелихова - один из главных чеховских музеев в России, который находится в окрестностях города Чехова Московской области. Здесь с 1892 по 1899 годы писатель проживал со своими родителями и ближайшими родственниками. Перед отъездом в Крым Чехов продал это имение, и после революции оно пришло в запустение.

Решение о создании музея как филиала Серпуховского краеведческого музея было принято в 1939 году. В 1941 году музей открылся для посетителей, первым его директором стал Пётр Николаевич Соловьёв. В воссоздании обстановки чеховского дома активное участие приняли сестра писателя - М. П. Чехова и его племянник С. М. Чехов.


Собрание чеховского музея в Мелихове
насчитывает более 20 тысяч экспонатов


В музее отражена деятельность Чехова как писателя, врача, общественного деятеля. Собрание музея в Мелихове насчитывает более 20 тысяч экспонатов. В музее хранятся картины художников - друзей писателя: И. Левитана, В. Поленова, Н. Чехова, П. Серёгина и других.



Actors perform a story from Chekhov on the veranda of his house
at Melikhovo, June 2011


Мелихово - место проведения концертов, театральных и музыкальных фестивалей, выставок, рождественских ёлок. Интереснейший его раздел - творческое наследие художников из семьи Чеховых.

Коллекция фотографий, хранящихся в музее-заповеднике, - это история жизни мелиховского дома, это подлинная галерея портретов А. П. Чехова и людей, близких писателю в его литературной, театральной и общественной деятельности

На территории музея в 1951 году установлен один из первых в СССР памятников писателю (скульптор Г. И. Мотовилов, архитектор Л. М. Поляков)

Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

Полное название - Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское». Общая площадь заповедника составляет 9800 гектаров.



Усадебный дом в Михайловском


В 1899 году, в столетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина, Михайловское было выкуплено у наследников поэта в государственную собственность. В 1911 году в усадьбе были открыты колония для престарелых литераторов и музей памяти А. С. Пушкина. Почти 20 лет спустя усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское были разграблены и сожжены.

17 марта 1922 года, на основании постановления Совета народных комиссаров, усадьбы Михайловское, Тригорское и могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре были объявлены заповедными. К 1937 году (столетию со дня смерти А. С. Пушкина) были восстановлены дом-музей поэта в Михайловском, а также некоторые другие постройки.


Во время ВОВ «Михайловское» сильно пострадал.
Его восстановили к 1949 г.


Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал, были уничтожены здания усадеб, постройки Святогорского монастыря, повреждена могила Пушкина, сильно пострадали ансамбли усадебных парков. После войны началось восстановление объектов музея-заповедника и к 1949 году усадьбу Михайловское восстановили.

С 2013 года распоряжением Правительства Российской Федерации Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» получил статус «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в селе Михайловском и его окрестностях в Пушкиногорском районе Псковской области».

Михайловское — родовое имение Ганнибалов в Псковской области. В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина, Абраму Михайловичу Ганнибалу владения — 41 деревню на 5 000 десятинах земли. В то время эти земли назывались Михайловской губой. В 1781 году, после смерти арапа, земли разделили между тремя его сыновьями. Осип Абрамович Ганнибал, дед поэта, получил во владение сельцо Михайловское. Он построил в нем господский дом, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками. В 1806 году Михайловское перешло к Марии Алексеевне Ганнибал, бабушке Пушкина. С 1816 по 1836 год имением владела мать поэта — Надежда Осиповна Пушкина.

Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как он сам писал, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго». Следующий раз Пушкин посещает Михайловское в 1819 году. А с августа 1824 года по сентябрь 1826 Пушкин находился здесь в ссылке.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. Он был сослан в имение своей матери. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал.

Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», поэму «Цыганы». Осенью 1824 года он возобновляет работу над автобиографическими записками, обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов», пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.

В последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни. Так, в 1827 году здесь Пушкин начал роман «Арап Петра Великого». В 1835 году в Михайловском Пушкин продолжил работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла Надежда Осиповна. Усадьба перешла в собственность Пушкина. А после смерти поэта стала принадлежать его детям.

Бурный ХХ век не пощадил Михайловского. В феврале 1918 года Михайловское и соседние усадьбы были сожжены. 17 марта 1922 году постановлением Совета народных комиссаров Михайловское, Тригорское и могила Пушкина были объявлены заповедными. На старых фундаментах на основе архивных документов, картин и литографий были восстановлены постройки. В годы Великой отечественной войны имение было оккупировано немцами. Усадебные постройки были снова сожжены. После войны началось восстановление усадьбы. Сейчас там находится Мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Тарханы
Музей-заповедник Михаила Юрьевича Лермонтова

12 лет прожил в Тарханах Михаил Лермонтов | 4000 рублей ежегодно тратила Елизавета Алексеевна Арсеньева на воспитание внука | 140 га площадь Лермонтовского музея-заповедника | 28 000 единиц насчитывают музейные фонды.

~~~~~~~~~~~



История

Сначала имение называлось Яковлевское. Тарханами его окрестили уже при Арсеньевых, Михаиле Васильевиче и Елизавете Алексеевне, деде и бабке поэта, которые купили его в 1794 году. Весной 1815-го сюда приехали их дочь и зять с годовалым Мишенькой. Мать ребенка умерла, не прожив и 22 лет, и Елизавета Алексеевна поклялась посвятить всю себя внуку. Лермонтов рос в Тарханах как богатый барчук, бабушка сделала все, чтобы он развивался духовно и физически. Увы, здоровьем Миша пошел в мать, от нее же, по мнению бабушки, «перенял нервность и впечатлительность».


Е. А. Арсеньева (1773-1845), урожденная Столыпина — бабушка поэта со стороны матери,
воспитавшая его и ставшая самым близким ему человеком


В Тарханах Лермонтов прожил до 1827-го — почти половину своей жизни. Здесь родилась его первая поэма «Черкесы». Здесь же 16-летний гений написал: «…Есть место, где я буду отдыхать, когда мой прах, смешавшийся с землей, навеки прежний вид оставит свой». Последний раз он навестил Тарханы зимой 1836-го. В имении шло строительство церкви во имя Михаила Архангела. Ее освятили через четыре года; как вспоминал очевидец, «в день освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника». А еще через год в ней отпевали самого Михаила Юрьевича. Елизавета Алексеевна, пережившая единственную дочь и единственного внука, посадила у храма три дубка. Вырос только один.


Портрет шестилетнего Лермонтова, написанный крепостным художником


Наследие

После Арсеньевой Тарханы обветшали, парк был почти полностью вырублен. Господский дом неоднократно горел, впервые — в 1908-м. После революции усадьбу объявили достоянием Советской республики. Сам Лермонтов при этом все больше впадал в немилость: его пессимистическая муза не отвечала духу нового времени. На волне коллективизации совхоз «Лермонтовский» вместе с усадьбой был передан конезаводу «Лермонтовский рысак». Затем здесь размещались школа механизаторов, зернохранилище, птицефабрика… «Людская алчность истребила твое жилище, — отметил кто-то в памятной книге церкви Михаила Архангела в 1923 году. — Невежество и тупоумие твоих сограждан покрыло паутиной запустения надгробный памятник…»


Гостиная в барском доме


В 1939-м в Тарханах все же открыли музей. Через тридцать лет он получил государственный статус. Прошло еще тридцать — и указом российского президента «Тарханы» внесли в список особо ценных объектов культурного наследия страны.

Когда-то, бродя в одиночестве по усадебным аллеям, Лермонтов завещал: «Положите камень; и пускай на нем ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие».

Темный дуб склоняется над его именем. Камень — стоит. Все случилось, как он предвидел.

Фото: Irina Opachevsky, Андрей Малышкин/Фотобанк Лори; wikipedia.org

Алексей Шлыков
«Русский репортер»

Особенности русской литературной усадьбы

Р усская классическая литература - от Державина до Бунина - тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Великие писатели - А. С. Пушкин в Захарове, М. Ю. Лермонтов в Тарханах, Л.H. Толстой в Ясной Поляне, А. А. Блок в Шахматове - созревали как личности в условиях усадебного быта и впоследствии всю жизнь были связаны с этим бытом. В «деревне» жили прототипы их героев. Только с выходом во второй половине XIX века на культурную сцену в качестве главенствующей творческой силы разночинцев русская литература становится прежде всего городской.

При мысли о русских литературных усадьбах в голову сразу же приходит названий двадцать - если не больше. Еще столько же можно добавить, немного подумав и покопавшись в памяти. Вообще литературной усадьбе в России повезло больше, чем какой-либо иной. Внимание к таким памятным местам никогда не ослабевало. По-видимому, это объясняется спецификой русского национального характера. В свое время Д. С. Лихачев писал, что «в России… нацией стала литература». Действительно, для русского человека искусство слова является важнейшим из искусств. Именно этим объясняется столь своеобразное и не имеющее аналогов в мировой культурной практике явление, как самовозрождение русской литературной усадьбы.

Спасское-Лутовиново сгорело в огне первой русской революции в 1906 году. Такая же участь постигла Шахматово, но несколько позднее - уже после 1917 года. Из «пушкинских усадеб» чудом в неприкосновенности до наших дней дошло только Болдино, а Михайловское горело дотла несколько раз. Дом в Овстуге был продан «на кирпич» потомками Ф. И. Тютчева и разобран незадолго до Первой мировой войны. Ныне всему сказанному трудно поверить, но это всего лишь единичные, взятые наугад примеры, когда на пепелище вновь забурлила жизнь. Вообще судьба благоволила лишь к некоторым из русских литературных усадеб когда наследники вовремя позаботились о том, чтобы они сохранили свой культурный статус. Таковы Мураново, Ясная Поляна, Тарханы, Щелыково. Другим же пришлось пережить множество перипетий.

Следует отметить и то, что литературные усадьбы имеют тенденцию не только возрождаться из пепла, но и расти вширь. Эталоном является Михайловское, уже немыслимое без Тригорского и Петровского. По тому же пути присоединения к себе соседних мемориальных усадеб (причем не всегда литературных) идут Болдино, Хмелита, Шахматово. Образуются как бы целые исторические регионы, но основу их составляют именно литературные усадьбы.

Понятно, что счастливая судьба большинства литературных усадеб определялась еще и тем, что у истоков их возрождения и обновления стояли яркие личности, отдавшие избранному делу не только свою незаурядную энергию, но и собственный богатейший культурный потенциал. Мураново долгое время возглавлял внук поэта Н. И. Тютчев, а наследником его стал выдающийся литературовед К. В. Пигарев. Поистине всероссийскую славу обрел С. С. Гейченко; но рядом с ним вполне можно поставить многолетнего директора Мелихова Ю. У. Авдеева. Надо подчеркнуть, что последние оба были талантливыми литераторами, и написанное ими - незаурядный вклад и в пушкинистику и в чеховедение. Замечательной фигурой является директор Хмелиты В. Е. Кулаков, вынесший на своих плечах нелегкое бремя восстановления грибоедовской усадьбы. Эта тенденция имеет продолжение и в наши дни. Пример - Ясная Поляна, где вновь правят Толстые.

Культурное значение литературной усадьбы обусловлено тем, что каждый писатель - и великий и малый - творит свой собственный мир, материалом для которого служит его индивидуальный человеческий опыт. Вещественная атмосфера, в которой он жил, также становится литературным документом и соответственно принадлежностью национальной культуры. Дом писателя, предметы обихода, окружающий пейзаж - все это необходимые компоненты его «художественной вселенной». Материальные памятники - связующее звено между писателем и современным читателем. Часто благодаря знакомству с ними становится понятным многое из того, что в другом случае требует разъяснительного анализа.

О литературной усадьбе в России можно говорить начиная с середины XVIII века. Налицо хронологическое совпадение с эпохой бурного усадебного строительства. С другой стороны, именно с этого времени начинается расцвет новой русской литературы. Если к допетровской Руси применимо понятие литературной жизни, то она сосредотачивалась либо в крупных городах (Москва, Новгород, Тверь), либо в монастырях. После указа «о вольности дворянской» приоритет был перенесен с государственной службы на частную жизнь. Это дало возможность дворянам - наиболее образованному классу того времени - посвятить себя культурным и творческим занятиям. Первыми знаменитыми литературными усадьбами, многократно описанными в стихах и постоянно упоминаемыми в переписке, стали Званка Г. Р. Державина и Гребнево М. М. Хераскова. «Деревенская жизнь» становится как бы продолжением столичной. Среди гостей усадьбы многие представители интеллектуальной элиты. Переселение в деревню уже не означало уход на покой вдали от деятельной жизни.

Усадьба образованного, погруженного в творческий труд дворянина превращается в культурный центр округи. В таких усадьбах не только сосредоточиваются обширные книжные собрания, но и «физические кабинеты», минералогические и ботанические коллекции. В некоторых усадьбах даже устраивались типографии и издавались книги (Рузаевка поэта Н. Е. Струйского). До начала XIX века литература еще не стала специфической сферой, обособленной от науки и философии. Энциклопедизм был одной из определяющих сторон эпохи. С этой точки зрения к литературным усадьбам того времени следует причислить Васькино историка М. М. Щербатова (сюда приезжал в юности его племянник П. Я. Чаадаев), Авдотьино книгоиздателя Н. И. Новикова, Дворяниново знаменитого садовода и «землеустроителя» А. Т. Болотова. Дальнейшая профессионализация литературного труда изменила и упорядочила картину.

Уже сказано, что список русских литературных усадеб включает несколько десятков названий. В первую очередь следует выделить усадьбы, где крупнейшие писатели в силу тех или иных обстоятельств провели большой отрезок жизни и создали целый ряд значительных произведений. Таковы Михайловское (А. С. Пушкин), Ясная Поляна (Л. Н. Толстой), Спасское-Лутовиново (И. С. Тургенев), Щелыково (А. Н. Островский), Красный Рог (А. К. Толстой), Воробьевка (А. А. Фет), Мелихово (А. П. Чехов). Сюда же с некоторыми оговорками можно причислить Хантоново (К. Н. Батюшков), Мураново (Е. А. Баратынский), Шахматово (А. А. Блок). Другие известные усадьбы связаны с детскими годами известных литераторов. Это Даниловское (К. Н. Батюшков), Тарханы (М. Ю. Лермонтов), Хмелита (А. С. Грибоедов), Овстуг (Ф. И. Тютчев), Спас-Угол (М. Е. Салтыков-Щедрин), Рождествено (В. В. Набоков). Некоторые усадьбы знамениты не столько благодаря владельцам, сколько благодаря гостям. В их числе: Остафьево (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин), Виноградово (И. А. Крылов), Середниково (М. Ю. Лермонтов), Приютино (И. А. Крылов, поэты «пушкинского круга»), Знаменское-Губайлово (поэты «серебряного века»).

В последнее время большое внимание привлекает Слепнево, связанное с именами Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Это, пожалуй, хронологически последняя знаменитая литературная усадьба. Дальше можно говорить только о «даче».

Тема русской усадьбы ностальгически прозвучала в поэзии крупнейшего русского поэта XX века Б. Л. Пастернака. В юности он соприкоснулся с усадьбой, но уже как «дачник». С именем Пастернака связан целый ряд усадеб. В Оболенском (вблизи Малоярославца) летом 1903 года произошла встреча с композитором А. Н. Скрябиным, оставившая след на всю жизнь. В Молодях (1913 год) были написаны стихи, вошедшие в первую книгу поэта «Близнец в тучах». Особо следует отметить Жучки (Голышкино). Эта усадьба (уже ранее прозвучавшая в русской поэзии, так как в ней прошло детство другого выдающегося поэта, А. Н. Майкова) стала ареной юношеского романа Пастернака с будущей героиней книги «Сестра моя - жизнь». В стихотворении «Старый парк» из цикла «Стихи о войне» (1941 год) описана усадьба Измалково (вблизи писательского дачного поселка Переделкино).

Как правило, литературные усадьбы принадлежат к усадьбам средней руки. Такие усадьбы включают в себя деревянный одноэтажный дом незамысловатой архитектуры и несколько жилых и хозяйственных флигелей. Липовая аллея и большая клумба перед домом заменяли парк.

Выдающиеся архитектурные комплексы среди литературных усадеб являются исключением (Остафьево, Середниково). Особо следует отметить Красный Рог. Предание приписывает Б. Растрелли проект главного дома этой усадьбы.

Лишь некоторые из литературных усадеб являются высокохудожественными произведениями искусства. Остафьево, Середниково, Мураново представляют собой своего рода «синтез архитектуры и поэзии». В усадьбе границы искусств размывались. К примеру, в Абрамцеве и Приютине наряду с литературой процветали живопись и музыка. То же можно сказать о литературе и науке. Шахматово и Боблово (усадьба Д. И. Менделеева) закономерно рассматриваются как единый культурный комплекс. В Демьянове прошли детские годы А. Белого. Одновременно здесь на даче жили известные профессора Московского университета. В первую очередь необходимо упомянуть ботаника К. А. Тимирязева, оборудовавшего в усадьбе лабораторию. Демьяново тесно связано и с музыкальной жизнью России (С. И. Танеев, П. И. Чайковский). Владелец усадьбы, известный адвокат В. И. Танеев (старший брат композитора), собрал здесь редкую по полноте библиотеку по общественным наукам. Любимовка не только «малая родина» Художественного театра. В этой усадьбе А. П. Чехов написал «Вишневый сад».

Особо следует подчеркнуть, что деревенская тема пришла в русскую литературу благодаря усадьбе. В Дулебине Д. В. Григорович нашел сюжеты своих известных повестей - «Деревня» и «Антон-горемыка». В этих повестях описаны подлинные судьбы крестьян Дулебина. «Записки охотника» И. С. Тургенева и «деревенские поэмы» Н. А. Некрасова («Мороз Красный Нос», «Коробейники») были бы невозможны без Спасского-Лутовинова и Карабихи. М. Е. Салтыков-Щедрин в Витеневе собрал богатый материал для описания пореформенной деревни («Убежище Монрепо»).

Связь с усадебной культурой прослеживается и в творчестве писателей-урбанистов. Самым ярким примером является Ф. М. Достоевский. В его произведениях постоянно всплывали воспоминания об усадьбе Даровое, где он в детстве в течение нескольких лет проводил летние месяцы.

Нетрудно отыскать ностальгические отзвуки темы русской усадьбы у писателей-разночинцев. Например, герой повестей Н. Г. Помяловского «Молотов» и «Мещанское счастье» постоянно задает себе тоскливый вопрос: «Где же те липы, под которыми прошло мое детство?»

Как культурный феномен, литературная усадьба пережила революцию и послереволюционные катаклизмы. Характерно, что Дома творчества Литфонда в советское время первоначально создавались на основе литературных усадеб (дом М. А. Волошина в Коктебеле, дача известного театрального антрепренера Ф. А. Корша в Голицыне под Москвой). Особо следует сказать о Малеевке. Это была усадьба В. М. Лаврова, редактора-издателя журнала «Русская мысль». Она описана в известной повести А. П. Чехова «Дом с мезонином».

В заключение следует опять подчеркнуть, что классическая русская литература просто невозможна без русской усадьбы. Перерубить столь глубокие корни попросту невозможно. Думается, что мы присутствуем отнюдь не при окончательной гибели русской усадьбы, а, наоборот, где-то у начала нового витка ее культурной истории. Свой потенциал русская усадьба (в том числе и литературная) еще далеко не исчерпала.

Еще следует сказать, что автор не ставит целью дать читателю своего рода энциклопедию русской литературной усадьбы. Такая книга представляла бы собой увесистый том, да и далеко не каждому она была бы интересна. Ведь от многих перечисленных выше усадеб сохранились только остатки парка. Поэтому автор прежде всего описывает те усадьбы, которые в наши дни остаются целостными комплексами; большинство их - музеи. Там всюду «есть на что посмотреть».

История литературы знает целый ряд писателей, упорно писавших в стол, не помышлявших ни о читателе, ни о славе, кажется, вообще лишенных каких-либо литературных амбиций, но ставших после смерти необычайно знаменитыми - что, кажется, удивило бы их. По-видимому, здесь дело не в отсутствии честолюбия, а в своеобразной жизненной позиции. Такой писатель берется за перо потому, что это «потребность души». Для него главное - как можно лучше исполнить то, к чему он считает себя предназначенным; только тогда он ощутит себя честным перед Богом и людьми - а большего ему и не надо.

Из книги Три еретика [Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове] автора Аннинский Лев Александрович

Поперек течения, или Уроки русской литературной «ереси» Когда критик современной литературы, откликающейся, как правило, на злобу дня, на то, чем мы с вами нынче живем и дышим, издает вдруг книгу, посвященную событиям давно минувшим, писателям былого века, это диктуется

Из книги Поэтика. История литературы. Кино. автора Тынянов Юрий Николаевич

Борису Эйхенбауму О ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 1. Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе),

Из книги Том 2. Советская литература автора Луначарский Анатолий Васильевич

По поводу резолюции ЦК о литературной политике* Недавно опубликованная резолюция ЦК РКП о политике в области литературы1 имеет чрезвычайное значение. Во-первых, надо отметить некоторые ее политически очень важные тенденции. Они, конечно, не новы, они совпадают с

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии Как очень многие предшествующие и наследующие ей русские комедии, «Ябеда» имеет двойную развязку: первая – внутренняя, истекающая из самого действия комедии, вторая – внешняя, спровоцированная

Из книги Русский крест: Литература и читатель в начале нового века автора Иванова Наталья Борисовна

Лютые патриоты (Особенности националистического дискурса в современной литературной критике) Что же делали все эти годы русские поэты? За ответом не требуется лезть в карман: страдали, пили, плакали и матерились. С. М. Казначеев. Современные русские поэты (М., 2006) 1В модной автора

Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века Антология Замечательные усадьбы и парки, где жил и творил великий Пушкин, привлекают с каждым годом всё больше паломников, стремящихся не просто осмотреть достопримечательности и узнать что –

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Берново и соседние усадьбы С милыми обитателями Тригорского – Прасковьей Александровной Осиповой – Вульф и её детьми Анной, Евпраксией, Алексеем Вульфами и падчерицей Алиной Осиповой – Пушкин встречался на Тверской земле, когда гостил в 1828–1833 годах в расположенных

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Из книги автора

Особенности русского ума Название моей статьи – это название цикла лекций великого Ивана Павлова. Пытливый академик однажды на свой страх и риск огласил открытые им особенности национального разума. А риск был немаленький, поскольку на русском свете стояли времена

Из книги автора

Из книги автора

Особенности реализма в русской литературе Русские писатели первыми обратились к реализму – именно их произведения наиболее ярко и глубоко показали огромные художественные возможности этого творческого метода. В западноевропейской литературе мы не найдем