Все о тюнинге авто

Русско сирийские отношения. Исторические традиции российско-сирийских отношений. Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии

    Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами членами ООН. В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:… … Википедия

    В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 07:24 08 декабря 2012 (UTC). (… Википедия

    Политика Портал:Политика Россия … Википедия

    Динамика объёмов экспорта и импорта России в 1994 2009 годах, млрд долларов США Внешняя торговля России торговля России со странами мира. Внешнеторговый оборот России вырос в 2008 году на 33,2 % до $735 млрд (по данным… … Википедия

    Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

    Координаты: 55°44′23.6″ с. ш. 37°35′43″ в. д. / 55.739889° с. ш. 37.595278° в. д. … Википедия

    Сирия и Ливан Сирийские войска были введены в Ливан в 1976 году для «наведения порядка» в стране, охваченной гражданской войной. Для этого, однако, потребовалось целых 14 лет. И даже после прекращения вооружённого противостояния 17 тысячный… … Википедия

    В статье представлен список послов СССР и России в Сирии. Содержание 1 Хронология дипломатических отношений 2 Список послов … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Сирия - (Syria) История древней Сирии и новейшая история Сирии, государственное устройство и внешняя политика Сирии Географическое положение Сирии, климат Сириии, административное деление и экономика Сирии, внешняя торговля Сирии, религия Сирии, языки и… … Энциклопедия инвестора

Путинская пропаганда, кажется, поет свою лебединую песню – сирийскую. Гибнущему режиму срочно нужна маленькая победоносная войнушка. На Украине война позорно проиграна . Кремль срочно ищет другую возможность, чтобы одержать «перемогу» хотя бы в телевизоре. В этой связи я решил сделать для небольшой ликбез по Сирии.

Миф №1. У России в Сирии есть военная база, мы должны ее отстоять!
Тот, кто так говорит, даже близко не представляет, что такое военная база. На всякий случай сообщаю, что Путин сдал все военные базы за пределами СНГ. При нем российские военные ушли из Камрани (Вьетнам) и Лурдеса (Куба). Так же наш Вова-«миротворецЪ» выпроводил российские войска из Грузии, Узбекистана и Азербайджана. Кстати, по договору с Грузией российские войска должны были там находиться до 2020 г., однако США предложили ВВП денежки, чтоб он их оттуда убрал. И он в 2007 г. послушно исполнил пожелания, причем с опережением графика! Через несколько месяцев случилась война в Южной Осетии. Выводы делаем сами…

Так вот, в сирийском Тартусе у России нет никакой военной базы, там с 1971 г. на территории 63-й бригады ВМФ Сирии располагался 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. Пункт предназначался для ремонта кораблей 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры, их снабжения топливом, водой и расходными материалами (не боеприпасами!). Средиземноморская эскадра советского флота насчитывала 70-80 вымпелов, иногда счет доходил до сотни, поэтому база снабжения была необходима. Для справки: сейчас все четыре флота РФ вместе взятые не способны выделить даже втрое меньшую группировку для присутствия в мировом океане. Средиземноморская эскадра была расформирована 31 декабря 1991 г., и с тех пор Тартус потерял всякое значение.

Вот скажите, зачем пункт снабжения, если СНАБЖАТЬ НЕКОГО? Собственно, и пункта снабжения нет. Весь штат «военной базы» составлял по состоянию на 2012 г. 4 (ЧЕТЫРЕ!!!) военнослужащих, но фактически «контингент» был вдвое меньше. В 2002 г. штат был еще 50 человек. Из двух плавучих пирсов один не исправен. Ни боевой техники, ни вооружения, ни ремонтного оборудования, ни персонала на 720-м пункте нет, обслуживать корабли он не в состоянии.

Ну, что, будем еще рассказывать про «наш форпост на Ближнем Востоке» площадью в полтора гектара, господа? Может быть, пофантазируете о стратегическом значении двух ангаров на берегу, в котором ржавеет несколько топливозаправщиков? Впрочем, официальные лица в Москве официально отрицают необходимость базы в Тартусе. Пополняют припасы наши военные корабли, изредка проходящие через Средиземное море, в порту Лимасол на Кипре. Вопрос закрыт.

Миф №2. У РФ в Сирии геополитические интересы
Интересно, какие? Ну, давайте, перечисляйте. Экономических связей у РФ с Сирией практически никаких нет. Москва в Сирии в 2014 г. закупила товаров аж на $7,1 млн. Сирия потребляет лишь наше оружие. Причем «потребляет» – это не значит «покупает». По большей части они его требовали от СССР на халяву и наполучали на $13 млрд, из которых Путин в 2005 г. $10 млрд Дамаску списал. Сейчас сирийцам теоретически оружие должны поставлять за деньги, но вот беда – денег у них с гулькин хрен. Объемы поставок оружия в Сирию неизвестны. В 2012 г. Сирия заказала 36 учебно-боевых Як-130 на $550 млн, но контракт не исполнен. Однако в тот же год засекреченные поставки военных материалов в Сирию из РФ по данным РБК составили $458,9 млн. Видимо, опять поставляем оружие «дружественному режиму» за спасибо.

Что еще связывает Россию с Сирией? Ответ прост: НИ-ЧЕ-ГО. До войны РФ закупала у сирийцев овощи, химические нити и волокна, текстиль, продавала им нефть, металл, древесину, бумагу. Впрочем, относительное оживление торговли обеспечивалось не совсем рыночными методами. Так, например, Сирия получила 25-процентные льготы на уплату таможенных пошлин. После вступления РФ в ВТО такая «дружба» уже невозможна.

В 1980 г. между Сирией и СССР был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, который, в частности, подразумевает оказание военной помощи в случае необходимости. Формально он не денонсирован. Однако упаси боже нас иметь таких военных союзничков, как сирийцы! Они проиграли все войны, которые когда-то вели со своими соседями, даже иорданцы били сирийцев, когда те вмешались в их разборки с палестинскими террористами на стороне последних. В 1973 г. Сирия пыталась отвоевать Голанские высоты, однако была начисто разгромлена Израилем и, когда изральские танки были уже в 30 км от Дамаска, лишь дипломатические усилия СССР спасли Сирию от окончательного и позорного разгрома. При этом сирийцы умудрялись отплатить русским самой изощренной благодарностью:

«Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер рассказал, как в 1974 году, перелетая из Дамаска в Иерусалим, добился соглашения о разъединении сирийских и израильских войск. Когда Киссинджер и президент Хафез Асад завершали работу над документом, в Дамаск прилетел советский министр иностранных дел Андрей Громыко.

— Его самолет уже был над Дамаском, — не без удовольствия вспоминал Киссинджер. — А у нас с Асадом был самый разгар работы. Начальник штаба военно-воздушных сил Сирии заверил меня, что все уладит. В результате самолет Громыко начал описывать круги над городом. Через сорок пять минут у него почти кончилось горючее, и я милостиво согласился, чтобы самолет приземлился, при условии, что его поставят подальше от моего. Самолет советского министра загнали в дальний угол аэродрома, где Громыко приветствовал заместитель министра иностранных дел, так как все вышестоящие сирийские руководители были заняты переговорами со мной». (источник).

Вот еще один эпизод:
«Летом 1976 года в Дамаск прилетел глава советского правительства Алексей Косыгин. Пока он находился в Сирии, президент Хафез Асад, не предупредив высокого советского гостя, ввел войска в соседний Ливан. Получилось, что сирийская акция совершена с благословения Советского Союза. Косыгин был крайне раздосадован, но промолчал, чтобы не ссориться с Асадом» (источник).

Кремль заигрывал с асадовским режимом, надеясь получить в свое распоряжение военно-морскую базу и базу дальней авиации на сирийской территории, однако Дамаск лишь давал туманные обещания, но не спешил их выполнять. В итоге никаких советских военных баз в Сирии так и не появилось. Пункт материально-технического обеспечения, как отмечалось выше, не являлся военной базой, поскольку военные корабли не могли там базироваться на постоянной основе.

Кстати, независимая Сирия появилась на карте только благодаря СССР – именно Москва в 1945 г. потребовала вывести из страны оккупационный контингент Франции и после яростных баталий в ООН французы вынуждены были прекратить боевые действия против сирийцев и покинуть страну.

Короче, польза от такого «союзничества» всегда была односторонней. Но 30-40 лет назад СССР был мировой державой и хотя бы теоретически в условиях Холодной войны нуждался в союзниках на Ближнем Востоке в противовес Израилю, за спиной которого стояли США. Сейчас у Москвы в регионе в принципе нет никаких интересов и противников. С Израилем у Кремля вооще очень хорошие отношения. В чем смысл дружбы с заурядным для региона диктаторским режимом Асада, который в любом случае обречен?

Миф №3. Сирия – наш союзник по борьбе с «международным терроризмом»
Вопрос знатокам: являются ли группировки "Хезболла", "Хамас" и "Исламский джихад" террористическими? Так вот, это террористические группировки, которые содержались сирийским режимом. В Сирии сейчас одни террористы уничтожают других террористов (Хезболла» деятельно воюет на стороне Асада), и кто бы не победил – победят в любом случае террористы. России какой резон встревать в разборки дикарей?

Собственно, режим Асада никогда не скрывал своих симпатий к террористам, поэтому еще в 2004 г. против Сирии были введены экономические санкции со стороны многих стран Запада. На следующий год давление на Сирию еще более усилилось в связи с убийством террористами (взрыв бомбы) ливанского премьер-министра Рафика Харири, занимавшего непримиримую антисирийскую позицию. Угадайте, кто стоял за убийцами? Наш друг Башарчик. По крайней мере комиссия ООН по расследованию гибели экс-премьера Ливана утверждает, что он лично приказал убить неугодного ливанского политика. Позднее это подтвердил бежавший из Сирии в 2005 году вице-президент страны Абдель-Халим Хаддам.

Спрашивается, за что же Харири так не любил Сирию? Ну, наверное потому, что большую часть страны оккупировали сирийские войска (введение санкций вынудило Дамаск прекратить оккупацию), а юг Ливана контролирует финансируемая Сирией «Хезболла». Теперь понятно, почему лидеры западных стран столь непреклонны в своем стремлении убрать Асада: человек, у которого руки по локоть в крови, не является для них рукопожатным. Хотя, для ВВП такой дружок – в самый раз.

Что касается «восточного гуманизма», то тут режим Асадов был одним из первых. В начале 80-х годов по стране прокатилась волна восстаний исламистов, которые в 1982 г. даже захватили город Хама. Сирийская армия наглядно продемонстрировала свое отношение к нелояльному населению. Войска окружили город, образцово-показательно перемололи его в пыль с помощью артиллерии и авиации, после чего взяли штурмом. Считается, что таким образом были уничтожены от 10 тыс. до 40 тыс. мирных жителей – это самое кровавое подавление восстания на Ближнем Востоке в Новейшей истории.

Вот ИГИЛ против курдов действует ровно таким же способом, предпочитая тактику выжженной земли.
Да, формально «контртерроризировал» Хаму не Башар Асад, а его папа Хафез. Но режим-то остался прежним, да и правящая семейка та же. В общем, имея таких «союзников» по борьбе с террористами, сами террористы уже без надобности.

В рамках визита представители «Деловой России», Республики Крым и Оргкомитета IV Ялтинского международного экономического форума встретились с премьер-министром Сирии Имадом Хамисом, министром экономики и внешней торговли Мухаммедом Самер Аль-Халилем и крупнейшими бизнесменами страны.

На форуме в Ялте запланирована большая делегация сирийских политиков и бизнесменов. «Премьер-министр Сирии заверил, что будет большая статусная делегация от Сирии, в которую войдут порядка 100 человек, включая членов правительства, ключевых министров, крупнейших бизнесменов, руководителей сирийско-российского делового совета, промышленной, торговой и сельскохозяйственной палат», — рассказал о планах сопредседатель «Деловой России» и Оргкомитета IV ЯМЭФ Андрей Назаров. Он также отметил, что для скорейшего разрешения поднятых вопросов премьер-министр намерен лично возглавить делегацию.

Планируется, что целый пакет инвестиционных соглашений, включая соглашение о подготовке прямого судоходного сообщения между Республикой Крым и Сирией, будет подписан уже на ЯМЭФ.

«Для закрепления этого сотрудничества и укрепления дружбы между нашими народами в преддверии Ялтинского форума в Молодежный день, который совпал с днем независимости Сирии, мы откроем две оливковые Аллеи дружбы в Ялте и Латакии. Мэры двух городов также подпишут соглашения о побратимстве, а в Латакии пройдет торжественное открытие монумента, посвящённого российско-сирийской дружбе», — пояснил Андрей Назаров.

Расширение двустороннего сотрудничества

Стороны обсудили вопросы посткризисного восстановления Сирии и расширения двустороннего торгового-экономического сотрудничества между странами. По мнению Андрея Назарова, выйти на довоенный уровень товарооборота между Россией и Сирией, который оценивался в 2 млрд долларов, возможно уже в ближайшие 3 года.

«Сирийцы заинтересованы в первую очередь в поставках фармацевтики, агроудобрений, арматуры и зерна, производство которого здесь упало до 2 млн. тонн в год. При наших объемах производства в 130 млн. тонн — это открывает новые экспортные возможности для России. В этой связи председатель Сельскохозяйственной палаты Сирии Мохаммед Аль Кето предложил не только предоставить российским производителям землю под засевы, но и открыть зерновой хаб в одном из портов Крыма», — отметил сопредседатель Оргкомитета IV ЯМФЭ.

«Сегодня уже курсирует ряд челноков, но их явно недостаточно удовлетворить растущие потребности и Сирии и России, поскольку сирийские товары и продукты питания в силу высокого качества и низкой стоимости могли бы зайти на отечественный рынок и даже потеснить турецкие и израильские овощи и фрукты», — подчеркнул он.

Строительство — перспективное направление

Также Андрей Назаров считает, что перспективным направлением для развития сотрудничества станет строительная отрасль: «Война разрушила треть жилищного фонда Сирии. В этой связи российским инвесторам и застройщикам предложили присоединиться к реализации крупных проектов по строительству 14-этажных домов, рассчитанных на 10 тысяч квартир в Дамаске и Алеппо».

Постоянный представитель Республики Крым при президенте России Георгий Мурадов обратил внимание на запрос сирийской стороны в вопросах восстановления инфраструктуры республики: «В Сирии сейчас большие потребности в восстановлении дорог, в том числе железных. У нас в Крыму есть крупное предприятие, которое производит железнодорожное оборудование: стрелки, разъезды и многое другое. Оно может поставлять это оборудование в Сирию. Кроме того, наши дорожно-строительные организации, которые сегодня строят трассу „Таврида“, нарабатывают серьезный опыт и могут заниматься восстановлением дорог в Сирии».

Постпред также отметил перспективы развития портовых отношений между Сирией и регионом: «Крым — географически ближайший к Сирии регион России, поэтому выстраивание стабильных связей в сфере морского судоходства, а впоследствии и пассажирских связей может быть очень перспективным. Если мы наладим прямой трафик по морскому судоходству, это будет один их крупных позитивов, которые смогут пополнять бюджеты Крыма и Сирии».

Сирия ворвалась в российское информационное пространство 30 сентября, когда ВКС начали наносить удары по инфраструктуре ИГ. Между тем, российско-сирийским отношениям уже более семидесяти лет. Востоковед Анна Батюченко вспоминает эту долгую историю.

СССР одним из первых признал независимость Сирии, практически сразу наладил с ней торговые и экономические отношения и не раз приходил на помощь в сложные для арабской республики моменты. Советско-сирийские дипломатические отношения были установлены в 1944 году, практически сразу после обретения Сирией независимости и еще до вывода иностранных войск с территории страны.

Во многом благодаря настоянию СССР Сирийская Арабская Республика (САР) оказалась среди стран-основателей ООН, а Франция и Великобритания вскоре были вынуждены — согласно резолюции ООН — вывести войска с сирийской земли.

Вскоре территория Ближнего Востока оказалась под пристальным вниманием США и СССР в противостоянии «холодной войны».

Впервые военно-экономическую помощь СССР предложил Сирии в 1955 году за отказ от присоединения к Багдадскому пакту (СЕНТО), созданному по инициативе США, Великобритании и Турции военному объединению, включавшему Ирак, Иран и Пакистан, основной целью которого была борьба против «коммунистической агрессии». Уже в 1956 году в Сирию были направлены первые 60 специалистов, тогда же начались поставки вооружения (от истребителей и танков до патронов) из Чехословакии общей стоимостью 18 млн долларов. В конце года СССР и Сирия заключили первое прямое соглашение о поставках оружия, реактивных самолетов и зенитных орудий, а также об обучении сирийских военных специалистов.

В это время со стороны стран Багдадского пакта было организовано экономическое давление на Сирию, включавшее бойкот сирийских товаров.

В 1957 году Сирия заключила с СССР соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве общей стоимостью 570 млн долларов, которое во многом помогло выдержать этот бойкот.

Было достигнуто соглашение о сотрудничестве в сферах железнодорожного строительства, геологоразведки, ирригации и др. В официальном коммюнике было указано, что данное соглашение направлено на «быстрейшее преодоление последствий колониализма».

Тогда же США и Великобритания рассматривали вопрос интервенции в Сирию с использованием соседних стран (главным образом Турции) для установления более лояльного прозападного режима. Осенью 1957 года до конфликта было совсем рукой подать: турки стянули войска к турецко-сирийской границе, СССР провел масштабные учения Черноморского флота, резко увеличилась концентрация советских и американских кораблей у берегов Сирии. Советский ВМФ впервые посетил САР с «дружественным визитом». Несмотря на несколько месяцев нагнетания обстановки, до военных действий не дошло.

В 1971 году в средиземноморском порту Тартус была основана материально-техническая база ВМФ СССР.

Советский Союз охватил южный фланг НАТО, создал базу для доступа в Восточную Африку и Индийский океан. Но главное — это обеспечило пункт базирования Средиземноморской эскадры ВМФ СССР, которая устраняла господство США в этой акватории.

Придерживавшаяся социалистической ориентации Сирия стала одним из основных партнеров нашей страны на Ближнем Востоке.

В 1960-х годах главным противником Сирии стал Израиль. В арабо-израильской войне Судного дня 1973 года советские специалисты принимали участие не только в планировании, но и непосредственно в проведении боевых действий войск САР. В дальнейшем советские специалисты занимались обучением сирийцев технике пилотирования и тактике использования истребителей и штурмовиков.

В 1973-м при помощи советских инженеров было завершено строительство ирригационных сооружений и плотины на реке Евфрат, позволившее создать гидроэлектростанцию и водохранилище имени Хафеза Асада (по имени тогдашнего главы государства — отца нынешнего президента).

САР приобрела особое значение для Москвы после отказа Египта от военного сотрудничества с СССР, сближения с США и заключения им сепаратного мира с Израилем в 1979 году. Дамаск оставался основным форпостом сохранения позиций СССР на Ближнем Востоке. Сирийцы, в свою очередь, опирались на поддержку Москвы в противостоянии Израилю и для укрепления своих позиций в Ливане.

В 1980 году между СССР и Сирией был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, согласно которому страны обязались сотрудничать и координировать свои действия при возникновении угрозы миру и безопасности одной из сторон.

В СССР прошли подготовку десятки тысяч сирийских специалистов — как военных, так и гражданских.

Еще в середине 1950-х будущий президент Сирии Хафез Асад проходил летную подготовку в СССР. Сейчас же число выпускников советских и российских вузов в Сирии оценивается в 40 тыс. человек. Такое количество выпускников влекло за собой множество смешанных советско-сирийских браков. На 2011 год общее количество россиян, проживающих на территории Сирии, оценивалось примерно в 100 тыс. человек. После распада СССР военно-техническое сотрудничество было свернуто.

Сирии пришлось адаптироваться к новым реалиям, в частности, переориентироваться на Иран.

Несмотря на то, что оружие поставлялось Сирии по ценам значительно ниже себестоимости и в рассрочку, к концу 80-х сирийский долг превысил 13 млрд долларов. В 2005 году РФ списала Сирии более 70% долга.

В 2002-м правительство США включило Сирию в состав «оси зла» и обвинило в спонсировании терроризма. РФ не поддержала американскую политику в отношении Сирии и сумела сохранить хорошие отношения с Дамаском.

В ХХI веке российско-сирийское экономическое сотрудничество постепенно восстанавливается, хотя и уступает советскому по объемам.

Ведущим направлением двусторонних экономических связей является нефтегазовая сфера.

В период 2000-2005 годов в этой области с сирийской стороной был подписан ряд соглашений российских нефтегазовых компаний (таких так «Татнефть», «Союзнефтегаз», «Стройтрансгаз»). «Стройтрансгаз» начал осуществлять строительство газоперерабатывающего завода и трубопровода, а также обустройство газовых месторождений в САР, «Татнефть» и «Союзнефтегаз» проводили геологоразведочные работы, в том числе на шельфе. С 2010 года «Татнефть» начала промышленную добычу нефти, которая была остановлена в связи с небезопасной обстановкой в стране в 2011 году. Часть совместных проектов сейчас заморожена и находится на неподконтрольных сирийским властям территориях.

В сирийском портовом городе Тартус на Средиземном море расположен единственный зарубежный пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Сейчас, во время продолжающегося конфликта в стране, Сирия заинтересована в помощи РФ как никогда.

- 40.72 Кб

Российско-Сирийские отношения. 3

История. 3

Стратегическое сотрудничество. 5

Экономические связи. 6

Конфликт в Сирии. 7

Суть конфликта. 7

Повстанцы. 7

Критика правительства Асада 8

Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии 9

Логика поддержки Москвой режима Асада. 11

Российско-Сирийские отношения.

История.

Отношения между Россией и Сирией имеют давнюю, почти четырехвековую традицию, выходящую далеко за исторические рамки официальных межгосударственных отношений, установленных, как известно, в июле 1944 г.

Интерес жителей древней Руси к Сирии (так исторически назывались территории современных Сирии, Ливана и Палестины) был связан с тем, что для них это – святая земля, земля, где зародилось христианство. Первые знания о Сирии приходили на Русь благодаря церковным связям с православными Антиохийским и Иерусалимским патриархатами, а также рассказам паломников.

Российско-сирийские связи не ограничивались культурой и религией. Уже в середине XIX в. Россия занимала четвертое место после Англии, Франции и Египта в общем объеме товаров, ввозимых в Сирию. Из России привозились пшеница, кукуруза, а также железо. Например, в 1850 г. в порт Бейрута прибыли 13 судов под российским флагом. В 1852 г. из 13 грузов хлопка, вывезенных из Сирии, шесть грузов было отправлено в Россию.

Усилению интереса к России в Сирии способствовало созданное в 1882 г. Императорское Палестинское общество. Его возглавлял дядя императора Николая Второго Великий князь Сергей Александрович. Под эгидой этого общества была создана целая сеть православных школ и педагогических училищ в Сирии, Ливане и Палестине, в которых работали и русские преподаватели.

О значении, которое придавала Россия отношениям с Сирией, свидетельствует тот факт, что до 1914 г. она имела там 7 консульских представительств: в Бейруте, Алеппо, Дамаске, Сайде, Хаме, Триполи и Латакии.

С началом Первой мировой войны по известным причинам связи между Россией и Сирией надолго прерываются, чтобы возобновиться уже в совершенно новых условиях – после того, как Франция была вынуждена признать независимость, на первых порах формальную, Сирийской Республики.

21 июля 1944 г. на имя наркома иностранных дел СССР Молотова В.М. пришло послание министра иностранных дел Сирийской Республики Джамиля Мардам Бея, в котором говорилось: «Сирия, движимая своим восхищением перед советским народом, усилия и успехи которого в великой борьбе демократии против духа завоеваний и господства дают основу для законных надежд на будущую свободу и равенство для всех больших и малых наций..., была бы счастлива установить и поддерживать с Советским Союзом дружественные дипломатические отношения».

О том, насколько серьезно руководство СССР отнеслось к этому посланию, несмотря на то, что еще не вся территория Советского Союза была освобождена от фашистских захватчиков, свидетельствует тот факт, что уже в том же месяце были установлены дипломатические отношения между двумя государствами. Известие об этом было встречено с большим воодушевлением широкими народными массами Сирии.

О характере отношений, которые установились между СССР и Сирией, свидетельствует тот факт, что в марте 1945 г. Советское правительство по просьбе сирийского правительства, которое пошло в этом вопросе против воли Франции, фактически сохранявшей мандат над Сирией, согласилось принять на себя защиту интересов Сирии в Японии.

Как известно, Франция отказывалась выводить свои войска из Сирии и требовала для себя особых привилегий на территории этой страны. Дело дошло до того, что самолеты Франции подвергли бомбардировке Дамаск и другие города Сирии.

Реакция Советского Союза была быстрой и решительной. Уже 2 июня 1945 г. газета «Правда» и другие советские СМИ опубликовали сообщение Информбюро Наркоминдел СССР о том, что Советское правительство обратилось с особым заявлением к правительству Франции, а также к правительствам США и Китая, в котором отмечалось, что события в Сирии и Ливане не соответствуют духу решений, принятых в Думбартон Оксе, и целям происходящей в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций. Поэтому Советское правительство считает, что должны быть приняты срочные меры к тому, чтобы прекратить военные действия в Сирии и Ливане и уладить возникший конфликт мирным порядком.

Как известно, в результате закулисных переговоров Англия и Франция 13 декабря 1945 г. заключили соглашение о дальнейшей оккупации Сирии и Ливана.

В феврале 1946 г. правительства Сирии и Ливана вынесли на обсуждение в СБ ООН вопрос об эвакуации иностранных войск. Их требование было поддержано делегациями Советского Союза, Польши, Египта и Мексики. Но поставленная на голосование резолюция США, отражавшая интересы Англии и Франции, практически замораживала решение проблемы. В связи с этим Советский Союз, впервые в истории этой организации использовав право вето, воспрепятствовал принятию решения, не отвечавшего национальным интересам Сирии и Ливана. Англия и Франция в марте 1946 г. были вынуждены согласиться на вывод своих войск с территорий обеих стран.

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что становлению и успешному развитию многоплановых отношений независимой Сирии с Советским Союзом, которые достигли расцвета в 70–80-е годы XX столетия, во многом способствовали те богатые традиции, которые были заложены в течение почти четырех столетий взаимных контактов многих поколений представителей русского и сирийского народов. Задача нынешних и будущих поколений дипломатов, ученых, бизнесменов и всех граждан Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики – продолжить и обогатить эти традиции содержанием, соответствующим новой эпохе. Как представляется, данная конференция, которая проводится накануне государственного визита Президента САР Башара Асада в Москву и организаторами которой выступают, помимо Дипломатической академии МИД РФ, Посольство САР в Москве и Ассоциация сирийских граждан в РФ, призвана внести важный вклад в решение этой задачи.

Стратегическое сотрудничество.

Практически с момента основания Сирийской Арабской Республики Советский Союз оказывал ей дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Израилем. После прихода к власти в Сирии в 1963 партии «Баас» в средиземноморском порту Тартус была основана материально- техническая часть ВМФ СССР. В Сирию в огромных количествах поставлялись советское огнестрельное оружие, автомобили, танки, самолеты, ракеты. Таким образом Сирия стала наиболее лояльным Советскому Союзу государством на Ближнем востоке.

Сирия не имела возможности расплачиваться с Советским Союзом за поставляемое оружие, поэтому к 1992 году её долг перед Россией превысил 13 миллиардов долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долл. в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Так, после длительного застоя в 90-х военно-техническое сотрудничество между двумя странами возобновилось.

Поставки российского вооружения в Сирию осложняются непростыми отношениями этой страны с США и Израилем. В частности, Израиль неоднократно высказывал протест против поставок в Сирию противоракетного комплекса С-300 и перехватчиков МиГ-31, а также - после начала переговоров о возможном строительстве в Тартусе полноценной базы российских ВМФ.

Экономические связи.

В 2005 товарооборот составил 459,8 млн долларов.

В 1994 был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, в соответствии с которым была создана постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).

Российские компании и организации проявляют интерес к сотрудничеству с Сирией в основном в нефтегазовой сфере. По итогам проведенных тендеров контракты подписали роскомпании: «Татнефть» (март 2005), ЗАО «Союзнефтегаз» (2005), ОАО «Стройтрансгаз» (декабрь 2005).

В сентябре 2004 в Дамаске под эгидой Российско-арабского делового Совета был создан двусторонний Российско-сирийский деловой Совет (РСДС). С российской стороны Совет возглавляет Генеральный директор «Трубной Металлургической Компании» Д. А. Пумпянский, с сирийской - вице-президент Федерации торговых палат Сирии, президент торговой палаты Алеппо, депутат парламента С. Маллях.

Конфликт в Сирии.

Суть конфликта.

Конфликт в Сирии социальный, но сильно замешанный на религиозных различиях. У власти находится представитель клана Асадов. Если считать с временем правления его отца, клан у власти 40 лет. Асад и его приближенные, в том числе и верхушка армии - алавиты (небольшая ветвь ислама), их примерно 10% в Сирии, остальные жители сунниты. Борьба суннитов за равные права идет очень давно, но ранее всегда жестоко подавлялась сирийской армией. Однако в этот раз, часть армии встала на сторону восставших и гражданская война в Сирии идет полным ходом. Асаду помогает Иран, поддерживает Россия и Китай, сунитов – Саудовская Аравия, Катар, США и многие другие.

Повстанцы.

По словам сирийских властей основным зачинщиком беспорядков в приграничных городах стали контрабандисты. Венесуэльский президент Уго Чавес предположил, что за повстанцами стоят силы «новой империи». Отчасти это мнение поддерживается консервативными кругами США, которые намереваются с помощью повстанцев ослабить влияние Китая в регионе. Однако власти Израиля полагают, что за спиной повстанцев стоит Иран, а костяк вооруженного сопротивления армии составляют братья-мусульмане. Оппозиционная ливанская газета сообщила, что финансирование сирийских повстанцев идет через Ливан.

По описанию студента из Хомсы можно было наблюдать следующую картину: на рынке несколько десятков человек собираются с антиправительственными лозунгами буквально на пять минут, их оперативно снимают на мобильные телефоны, после чего вся толпа быстро растворяется.

29 июля 2011 года было заявлено о создании Свободной армии Сирии. Она возникла в результате самоорганизации дезертировавших офицеров сирийских вооруженных сил под руководством полковника Рияда Асада. Было выпущено видеообращение, призывавшее сирийских военных переходить на сторону оппозиции.

Некоторое время параллельно с ССА существовала другая структура - «Движение свободных офицеров». Но после того, как его основатель подполковник Хусейн Хармуш был похищен в Турции сотрудниками сирийских спецслужб, две группировки приняли решение о слиянии. Об этом было объявлено 23 сентября 2011 г.

Критика правительства Асада

Сирийскую оппозицию также поддержали Великобритания, Турция, Италия и Франция

12 ноября 2011 года Лига арабских государств (ЛАГ) приостановила участие Сирии в деятельности организации, посчитав неприемлемым применение насилия со стороны правительства страны против демонстрантов.

2 декабря 2011 года Совет ООН по правам человека в ходе специальной сессии одобрил резолюцию, в которой осудил постоянные, масштабные и систематические нарушения прав человека в ходе подавления антиправительственных выступлений в Сирии. За резолюцию, осуждающую Дамаск за отказ, выполнять предыдущие решения Совета, проголосовало 37 из 47 его членов. Четыре государства, в том числе Россия и Китай, голосовали «против». Шесть стран воздержались.

24 марта 2011 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал власти Сирии отказаться от насилия в отношении демонстрантов.

17 февраля 2012 Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию, выражающую осуждение режима Башара Асада и полную поддержку требований ЛАГ. За резолюцию проголосовали 137 государств, 17 государств воздержались. Против проголосовали 12 государств (Россия, Китай, Иран, Венесуэла, Северная Корея, Боливия, Белоруссия, Зимбабве, Куба, Никарагуа, Эквадор, Сирия).

Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии

В апреле 2011 года первый зампостпреда России при ООН Александр Панкин заявил, что «нынешняя ситуация в Сирии, несмотря на обострение и напряженность, не представляет угрозы международному миру и безопасности», и потому нет необходимости международного вмешательства во внутренние дела Сирии.

Китай призвал мировое сообщество воздержаться от вмешательства во внутренние дела Сирии.

Коммунистическая партия США выступила с лозунгом: «Руки прочь от Сирии».

НАТО не имеет намерений вмешиваться в конфликт в Сирии.

Попытки урегулирования конфликта

9 августа министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу встретился с президентом Сирии Башаром Асадом. Он попытался добиться прекращения репрессий, в ходе которых якобы было убито около 1600 гражданских лиц и заявил, что судьба президента Сирии Башара Асада будет схожа на участь ливийского лидера Муаммара Каддафи, если тот немедленно не прекратит «расправу над своим народом». Такое количество жертв конфликта делает его одним из самых кровавых в арабском мире.

Российский МИД 1 августа призвал прекратить применение силы против мирных жителей и представителей государственных структур в Сирии. В Москве выражают серьёзную обеспокоенность в связи с поступающей информацией о многочисленных жертвах. Применение силы против как мирных жителей, так и представителей государственных структур, недопустимо и должно быть прекращено.

7 февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков прибыли в Дамаск для переговоров с президентом Сирии Башаром Асадом.

ЛАГ потребовала от Сирии пустить в страну 500 наблюдателей. Согласно заявлению руководства ЛАГ, если Дамаск не разрешит приезд наблюдателей, которые должны убедиться, что режим Асада прекратил уничтожение его противников, то уже 26 ноября, в ЛАГ, обсудят введение санкций против Сирии - вплоть до торгового эмбарго. В числе прочего, Сирии грозит запрет на авиасообщение с арабскими странами, а также замораживание всех активов Центрального банка этой страны в странах-участницах ЛАГ.

Позиция Ирана и России в защиту режима Асада привела к тому, что сирийские оппозиционеры во время демонстрации 20 мая в Хаме сожгли флаги этих государств.

4 октября проект резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, которую подготовили европейские государства, был заблокирован Россией и Китаем, которые воспользовались правом вето как постоянные члены СБ ООН. Проект предусматривал санкции в случае продолжения властями Сирии подавления оппозиции в этой стране. За резолюцию проголосовали девять государств, четыре страны (Бразилия, Индия, Ливан и ЮАР) воздержались при голосовании. Проект резолюции, подготовленный Францией, Германией, Великобританией и Португалией был несколько изменён (из текста были удалены требования о незамедлительном введении санкций), но даже после смягчения его текста, Россия и Китай проголосовали против.

Повстанцы. 7
Критика правительства Асада 8
Заявления против вмешательства во внутренние дела Сирии 9
Попытки урегулирования конфликта 9
Логика поддержки Москвой режима Асада. 11