Все о тюнинге авто

Технологическая карта логопедического занятия. Технологическая карта индивидуального (парного) логопедического занятия Технологическая карта логопедического занятия по фгос

Фазлыева Олеся Игоревна

Учитель-логопед, МОУ СОШ №6 с УИОП, ЯНАО, г. Надым

Фазлыева О.И. Технологическая карта логопедического занятия в соответствии с требования ФГОС // Совушка. 2016. №3(5)..10.2019).

Форма занятия : групповое логопедическое

Класс: 2

Тема занятия : «Дифференциация букв п-т в словах и предложениях» Лексическая тема «Времена года», «Перелетные птицы».

Место и роль занятия в изучаемой теме: первое занятие по теме.

Тип занятия: изученного нового материала

Задачи занятия:

развивающие: создать условия для формирования умения различать буквы п-т в словах; расширения словарного запаса по теме «Времена года», «Перелетные птицы»; активизации познавательных интересов; развития внимания, зрительной и слуховой памяти; умения давать полные ответы на поставленные вопросы;

коррекционные : создать условия для предупреждения специфических ошибок на письме, оптической дисграфии;

воспитательные : способствовать формированию познавательного интереса учащихся к чтению; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; учить уважать в общении и сотрудничестве одноклассника и самого себя.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия: учебно - познавательная, коммуникативная.

УУД, которые формируются в ходе занятия:

  • регулятивные: целеполагание, планирование;
  • познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

1) Понимать и принимать коррекционную задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя - логопеда.

2) Выделять из содержания занятия известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

3) Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться;

4) Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные :

1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.

2) Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Оборудование: Компьютер, плазменный экран, презентация «Дифференциация п-т », индивидуальные зеркала; «звуковой мешочек»; пособие на дифференциацию букв п, т ; карточки с буквами п и т из пластилина; стилизованное изображение букв п и т; картинка с изображением Торопыжки, картинки с изображением времен года и названием месяцев, картинки с изображением перелётных птиц.

План занятия:

I. Организационный этап.

II. Подготовительный этап

Мотивация учебной деятельности- 1мин.

Актуализация знаний по теме- 3мин.

III. Этап постановки цели и задачи- 1 мин

IV. Этап работы по теме- 15мин.

1. Логопед читает сказку «Торопыжкина беда».

2. Дифференциация букв п - т

3. Дифференциация звуков [п] - [т]

4. Дидактическая игра «Шифровка»

5. Закрепление моторного навыка букв с опорой на кинестетические ощущения.

6. Дидактическая игра «Звуковой мешочек».

V. Этап. Закрепление изученного материала. - 12мин.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой. Игра «Разведчики»

8. Физкультминутка. Дидактическая игра с мячом «Наоборот» -3 мин.

9. Временные понятия.

10. Графический диктант.

VI. Рефлексия деятельности (итог занятия)- 5 минут

Используемые ресурсы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. - М.: Книголюб, 2003.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: Сфера, 2005.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.
  4. Технологические карты по Русскому языку 2 класс.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия , Коррекционная педагогика

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия для дошкольника старшего возраста по коррекции звукопроизношения.

Цель: автоматизировать звук Р в словах и предложениях (в положении со стечением согласных).

коррекционно-развивающие:
– корригировать произношение;
– корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
– корригировать и развивать слуховое и зрительное восприятие;
– развивать мелкую моторику кистей рук;
– развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
– развивать внимание, память, логическое мышление;
– навык самоконтроля, усидчивости.

образовательные:
– уточнить и расширить словарь по темам “Дикие животные”, “Олимпиада в Сочи”, “Зимние виды спорта”;
– систематизировать и обобщить знания по теме “Зимние виды спорта”.

воспитательные:
– воспитывать интерес к занятиям;
– воспитывать самостоятельность;
– воспитывать бережное отношение к пособиям.

здоровьесберегающие:
– планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
– соблюдать правильную посадку ребенка;
– способствовать созданию благоприятного психологического климата;
– чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: компьютерная презентация “Зимние виды спорта”; игрушки– олимпийские талисманы (Зайка, Белый Мишка, Леопард); предметные картинки с изображением зверей (тигр и тигры, бобр и бобры, кобра и кобры, зебра и зебры, гепард и гепарды, крот и кроты, барс и барсы); картинка “сугроб”; сюжетные картинки: фигурное катание, сноуборд,прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, кёрлинг, хоккей, бобслей, биатлон, 8 картинок с изображением кедра; картинка-пазл “Олимпийский Леопард”(на обратной стороне каждой детали наклеены изображения частей тела указанных выше зверей); указка; предметные картинки из пособия Каше Г.А.

Ход занятия

Виды работы на этапе. Деятельность педагога. Деятельность ребенка. Какие задачи решались в ходе выполнения заданияю
1. Организационный момент.

1.1. Психологический настрой.

Психогимнастика. Педагог просит ребенка представить, что он может превращаться в разных животных. Затем предлагает превратиться сначала в тигра и порычать грозно; потом в кошечку. Кошечка хитрая, увидела на столе сметану, запрыгнула и мурлычет. Логопед предлагает изобразить, как кошечка мурлычет, облизывается. Педагог сообщает, что ввернулся хозяин и рассердился на кошечку, прогнал ее: “Брысь!” Просит ребенка показать, как хозяин прогнал кошечку. Ребенок выполняет Способствовать

созданию благо-

приятного психологического климата.

1.2. Вводно-организационный этап.
Беседа. Логопед выясняет, догадался ли ребенок, с каким звуком мы сегодня будем продолжать работать? Ребенок отвечает Организовать ребенка.

Настроить ребенка на занятие.

2. Основной этап.

2.2. Проверка домашнего задания.

Педагог проверяет домашнее задание по теме Звук Р в слогах и в словах со стечением согласных, просит ребенка произнести слова по указанной теме. За каждое правильно произнесенное слово логопед дает ребенку цветные фишки. Ребенок произносит слова. Выяснить правильность произношения звука

Р в слогах и словах со стечением согласных

2.2. Актуализация знаний.
Отгадывание загадок.

Демонстрация картинок.

Педагог предлагает ребенку послушать и отгадать загадку. Логопед просит ребенка рассмотреть изображения зимних видов спорта на мониторе компьютера, назвать их. Затем выясняет, кто является талисманами олимпиады в Сочи, каким видом спорта увлекается Леопард. Ребенок отгадывает загадку, рассматривает картинки и называет зимние виды спорта.

Затем вспоминает, кто является талисманами олимпиады в Сочи, отвечает, что Леопард – альпинист, он занимается сноубордом.

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию.

Актуализировать знания по теме занятия.

2.3. Введение в тему. Изучение нового материала.
Упражнение. Педагог сообщает ребенку, что сегодня его ждут приключения с Олимпийским Леопардом, во время которых он будет продолжать учиться произносить звук Р. Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук Р. Определить уровень усвоения ребенком правильного произношения звука Р.
Объяснение. Логопед рассказывает ребенку, о том, что случилось с Леопардом в горах.

Затем сообщает, что на помощь Леопарду пришли разные животные. Но начался сильный снегопад, и всех зверей засыпало снегом.

Ребенок слушает. Формировать представления о предстоящей деятельности.
Дидактическая игра. Педагог демонстрирует картинку “сугроб” и просит ребенка посмотреть и назвать, какие звери оказались под снегом. За каждое слово ребенок получает картинку с изображением животных. Ребенок выполняет задание, повторяет слова за логопедом (тигр и тигры, кобра и кобры, бобр и бобры, гепард и гепарды, барс и барсы, зебра и зебры, крот и кроты). Обогащать словарь по теме: “Дикие звери”

Закреплять навык образования множественного числа существительных.

Упражнять в правильном произношении звука Р в словах со стечением согласных.

Пальчиковая гимнастика “Звери”.
Упражнение. Логопед предлагает ребенку выполнить упражнение пальчиковой гимнастики. Развивать мелкую моторику.
Динамическая пауза. Речедвигательная ритмика.
Упражнение. Педагог просит ребенка выполнить движения с одновременным произнесением слогов со стечением звука Р и другого согласного. Ребенок выполняет упражнение. Способствовать снятию общего утомления.

Закрепить правильное произношение звука Р в слогах со стечением согласных. развивать фонематическое восприятие, общую моторику.

2.4. Закрепление изученного материала.
Дидактическая игра. Логопед предлагает ребенку поиграть в игру “Добрые звери”, и объясняет правила игры: звери отдают Леопарду звук Р и изменяют свои имена, но Леопард не хочет вредить своим друзьям и возвращает им звук Р. Ребенок выполняет задание, называет

зверя новым именем, пропуская звук Р, а затем вставляя звук Р на место.

Развивать функцию языкового анализа и синтеза.
Дидактическая игра. Педагог предлагает помочь Леопарду другим способом: проложить трассу к подножию горы, где и находится потерянный звук.

Но по ходу трассы выросли огромные кедры. За каждым кедром спрятались сюжетные картинки с зимними видами спорта. Логопед объясняет, что нужно выбрать только тот вид спорта, в названии которого слышится звук Р и правильно произнести предложения.

Ребенок выполняет задание.

Повторяет за логопедом предложения по выбранным картинкам

Автоматизировать произношение звука Р в предложениях.

Обогащать пассивный и активный словарь по теме.

2.5. Контроль знаний и умений.
Самостоятельная работа. Педагог просит ребенка собрать картинку– пазл “Олимпийский Леопард”, при этом надо рассмотреть обратную сторону каждой детали, угадать, какое животное прячется там и назвать его. Ребенок выполняет задание, произносит названия животных со звуком Р (слова со стечением согласных). Осуществить контроль уровня усвоения материала.
3. Итог занятия.

3.1. Оценка деятельности.

Опрос. Оценивание. Логопед предлагает ребенку вспомнить, какое “приключение” было на занятии, и какой звук он учился произносить.

Затем оценивает работу ребенка и дарит ему талисман “Олимпийский Леопард”.

Ребенок отвечает, называет звук, уточняет правильную артикуляцию звука. Обобщить тему занятия. Развивать память. Оценить деятельность ребенка на занятии.
3.2. Домашнее задание.
Объяснение. Педагог объясняет ребенку домашнее задание по пройденной теме из пособия

“День рождения Р”.

Ребенок получает домашнее задание. Закрепить тему, пройденную на занятии, дома.

Список литературы

  1. Баскакина И.В., Лынская М.И. День рождения Р. Логопедические игры. – М. Айрис-пресс.2013.
  2. Перегудова Т.С. , Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р ], [РЬ ]. – СПб. КАРО. 2007.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. Владос.1999
  • Метапредметные:

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД:

  • Работа со слуховым сообщением
  • Диалог с логопедом

Личностные УУД

Этапы

Деятельность учителя

I

Здравствуй, Паша!

Я напомню правило речи: «Мы сегодня так играем - всегда кратко отвечаем, Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.»

Сегодня мы отправляемся в путешествие. А куда - узнаешь, отгадав загадку:

Зеленый дом всегда открыт,

Он резною крышей крыт.

Он полон сказок и чудес -

Что же это? Это… (Лес)

II

  1. Релаксация

Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают. засыпают. (2 раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-а-аб-ле-на.
Губы чуть приоткрываются.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело. (2 раза)
Греет солнышко сейчас.
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется. (2 раза)
Нам понятно, что такое.
Состояние покоя. (2 раза)»

Долгая пауза

«Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!»

Какая музыка звучала?

Где живет волк? (в логове)

Где живет лиса? (в норе)

Где живет белка? (в дупле)

7. Су-джок терапия

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).
Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).
Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

8. Игра, опиши животное.

Волк какой? (злой, серый)

III этап. Рефлексивный

Кого ты повстречал в лесу?

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия по преодолению заикания на этапе коротких ответов»

Технологическая карта логопедического занятия по преодолению заикания на этапе коротких ответов

Тема: «Прогулка по лесу»

Коррекционная программа составлена на основе методических рекомендаций Арутюнян Л.З.

Тип занятия: Занятие по обобщению и систематизации знаний

Вид занятия: индивидуальное

Возраст обучающегося: 4 года

Логопедическое заключение: ОНР III, дизартрия. Заикание средней степени тяжести артикуляторно-дыхательной локализации нулевой степени фиксации.

Цель занятия: автоматизация навыка плавной речи на этапе коротких ответов по лексической теме: «Дикие животные леса»

Задачи:

    автоматизировать навык плавной речи на этапе коротких ответов

    закреплять навык релаксации;

    расширять представления о красоте леса, о диких животных наших лесов (облике, особенностях поведения, детёнышах);

    способствовать развитию удлиненного речевого выдоха, мягкой голосоподачи, чувства темпа и ритма, интонационной выразительности.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Автоматизация навыка плавной речи на этапе коротких ответов

    Актуализация знаний о животных наших лесов

    Метапредметные:

Регулятивные УУД

    Умение следовать плану игрового сюжета

    Умение контролировать свои действия

Коммуникативные УУД:

    Работа со слуховым сообщением

    Диалог с логопедом

Личностные УУД

    Формирование чувства взаимопомощи

    Формирование активности и мотивации включения в процесс голосовой, дыхательной и речевой работы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

I этап. Мотивация к деятельности

Здравствуй, Паша!

Сегодня наше занятие посетит много гостей-учителей. Давай улыбнемся им и поздороваемся!

Я напомню правило речи: «Мы сегодня так играем – всегда кратко отвечаем, Говорить мы не спешим, больше думаем, молчим.»

Сегодня мы отправляемся в путешествие. А куда – узнаешь, отгадав загадку:

Зеленый дом всегда открыт,

Он резною крышей крыт.

Он полон сказок и чудес -

Что же это? Это… (Лес)

Куда мы с тобой сегодня отправимся?

Но перед путешествием нам нужно хорошенько отдохнуть и набраться сил

Приветствие.

Отгадывает загадку

Регулятивные УУД

II этап. Организационно-поисковой деятельности

    Дыхательное упражнение «Шарик»

Для начала, мы вспомним, как правильно научились дышать. Надуваем и спускаем шарик в животе.

    Релаксация

Закрывай глазки и послушай звуки:

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем... (2 раза)
Сном волшебным засыпаем...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают... (2 раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-а-аб-ле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело... (2 раза)
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется... (2 раза)
Нам понятно, что такое...
Состояние покоя... (2 раза)»

Долгая пауза

«Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!»

Какая музыка звучала?

К нам пришло письмо. От кого?

Они просят тебя им помочь: все животные потеряли своих детенышей и не могут их найти. Поможем животным?

Тогда отправляемся в лес. Посмотри, перед нами тропинки, ведущие в лес. Выбери тропинку по которой мы пойдем.

Итак, мы попали в лес. И тут нас встречает первое животное, кто это? (заяц)

3. Заяц очень голоден, поможем ему найти еду?

4. Отправляемся по другой тропинке и попадаем на полянку, где собрались все животные леса, потерявшие своих детенышей. Нужно найти каждому животному его детеныша.

5. Паша, а какой в лесу воздух?

Давай подышим чистым лесным воздухом. Встань прямо. Повтори за мной: Ах!

6. Посмотри, в лесу стоит домик лесника, которых охраняет животных от охотников. А вот знаешь ли ты где в лесу живут звери?

Где живет волк? (в логове)

Где живет лиса? (в норе)

Где живет белка? (в дупле)

Где прячется зайчик? (под кустом)

Где зимует медведь (в берлоге)

7. Су-джок терапия

Посмотри, к нам прибежали два ежика, поиграем с ними?

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).
Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел
короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку , побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку , решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).
Стало ёжику жарко , он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть.
Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

Пожелаем ежику спокойной ночи: Спокойной ночи!

8. Игра, опиши животное.

Мы с тобой видели разных лесных животных.

Скажи, лиса какая? (хитрая, рыжая)

Заяц какой? (трусливый, серенький)

Волк какой? (злой, серый)

Медведь какой? (косолапый, бурый)

Выполняет упражнение «Шарик»: на вдохе живот поднимается, на выдохе – опускается.

Ребенок лежит с закрытыми глазками в состоянии расслабления, прислушиваясь к звукам природы

Нежная, тихая, спокойная

От животных (зверей). Соглашается в помощи

Выбирает тропинку, в зависимости от которой будет выбрано следующее задание. И проходит по тропинке.

Выбирает среди предложенных предметов продукты, которыми питается заяц и перечисляет их.

Называет животного и его детеныша и прикрепляет их на магнитную доску.

Чистый, свежий

Вдох: руки подняты вверх, На выдохе опускаем руки произносим: Ах!

Отвечает и поднимает соответствующую карточку жилища.

Повторяет все движения за логопедом

Ребенок описывает цвет и характер животных.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

III этап. Рефлексивный

Наша прогулка по лесу подошла к концу. Вернемся обратно по тропинке.

Где мы с тобой сегодня побывали?

Кого ты повстречал в лесу?

Какие правила речи выполнял?

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Предметные УУД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4

Технологическая карта

логопедического занятия

Учитель-логопед

Коростелина Галина Константиновна

2014 г.

Блок целеполагания.

Тема занятия

Постановка звука [Ж].

Цель занятия

    Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;

    Развитие речевой моторики;

    Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

    Закрепление связи звука и буквы / ж/

Планируемый результат:

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Чувство необходимости учения, оценка, самооценка.

Познавательные умения: определение алгоритма произношения звука, анализ правильного звукопроизношения, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, использование знаково-символические средства. Регулятивные умения: умение контролировать свою готовность к занятию. Анализирование своей работы: находить ошибки, устанавливать их причину, контролировать свои действия, умение планировать и выполнять действия, соотносить свои действия с известным алгоритмом. Коммуникативные умения: умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог с учителем, принимать и сохранять учебную цель и задачи, выражать свои мысли в соответствии с поставленными учебными задачами.

1.Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении.

2.Развитие речевой моторики;

3.Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

4.Закрепление связи звука и буквы / ж/

Инструментальный блок.

Задачи учебного занятия: 1. Ф ормирование кинестетического образа звука [р] (ощущения положения органов артикуляции);

2. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия.

4. Развитие внимания и памяти.

5. Закреплять умение соотносить звуки с буквами и символами.

Тип учебного занятия: овладение новыми знаниями.

Средства обучения:

    Оборудование: зеркало.

    Дидактический материал: карточки-буквы, профиль артикуляции звуков, предметные картинки.

Организационно - деятельностный блок

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые

способы деятельности

1.Организационный момент.

1. Создает эмоциональный настрой:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

2 .Загадывает загадку:

В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Отгадывает загадку.

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию жизненного опыта.

Взаимодействует с учителем во время отгадывания загадки.

Умение слушать собеседника.

Выражать свои мысли в соответствии с задачей.

Контролирует правильность ответа.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи.

2.Артикуляционная гимнастика

«Сказка о Веселом язычке»

1.Для губ :

Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт : “улыбочка”

Рот закрыт : “трубочка”

ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

ребята-слонята”

Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

Для языка : В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

лопата” - язык лопатой положи немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

Выполняет определённые

положения артикуляционных органов.

Использовать знаково-символические средства.

Взаимодействует с учителем во время выполнения артикуляционной гимнастики.

Умение слушать собеседника.

Выражать свои мысли, действия в соответствии с задачей.

Контролирует правильность выполнения гимнастики.

По мере необходимости уточняет, исправляет, дополняет .

Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

3. Постановка учебной задачи

На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука.

Сегодня мы будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

Формулирует тему занятия:

«Постановка звука Ж»,

цель: научиться правильно произносить звук Ж.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи.

Называет тему и цель занятия.

Взаимодействует с учителем, отвечая на вопрос.

Умение слушать вступать в диалог с учителем.

Формулировать свои высказывания.

Производит самоконтроль.

4. Постановка звука / Ж /)

(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).

Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук.

Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.

Осуществляет анализ и сравнение при произношении звуков.

Слушать учителя.

Отвечать на вопрос учителя.

Контролировать, коррегировать, оценивать действия партнёра.

Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации.

Планировать и составлять план, последовательность действий.

5. Динамическая пауза.

Выполняет движение вместе с детьми.

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.

Самоконтроль выполнения задания.

6. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)

Произнесем еще раз звук /ж/. В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок? (чашечку).

Отвечает на вопросы учителя.

Анализирует артикуляционный уклад органов.

Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением.

Отвечает на вопросы учителя.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Самоконтроль выполнения задания.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять.

Выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.

7. Закрепление изолированного звука / ж/ в звукоподражании

Пропой «песенку жука»: произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе.

Произносит звук ж-ж-ж.

Устанавливает связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух.

Слушать учителя.

Умение воспроизвести звукоподражание.

Самоконтроль выполнения задания.

Выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.

8. Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Ж_____________

(в начале слова)

Ж_______

(в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Надо распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

Хлопает в ладоши, когда слышит звук.

Даёт характеристику звуку. Распределяет картинки под схемами.

Определить место звука в цифровом ряду.

Восприятие звука на слух.

Анализ звука.

Определение звука в словах.

Определение звука в словах.

Слушать учителя.

Отвечать на вопрос учителя.

Умение слушать и вступать в диалог.

Планировать сотрудничество с учителем.

Самоконтроль выполнения задания.

.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять.

9. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

Покажите букву “ж”. На что она похожа?

Сложите из палочек букву.

Подберите картинки со звуком /ж/.

Соотносит звук с буквой.

Установление связи между звуком и буквой.

Слушать учителя.

Отвечать на вопрос учителя.

Умение строить монологические высказывания.

Самоконтроль выполнения задания.

По мере необходимости уточняют, исправляют, дополняют .

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять.

10.Итог

Технологическая карта логопедического занятия.
Ф.И.О.
Гержина Тамара Ивановна
учителя­логопеда
Группа
(класс, логопедическое
заключение)
Тема занятия
Тип занятия
Используемые
технологии
Цель занятия
0 класс, подгрупповое занятие.
Логопедическое заключение: ФФНР.
Звук Ж. Буква Ж.
«Открытие нового знания»
1. Технология на основе деятельностного подхода.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Информационно­коммуникативные технологии
Технология поэтапного формирования умственных действий
Формирование у дошкольников умений необходимых для правильного произношения звука [ж]. Развитие
фонематического слуха.
Задачи
Образовательные
Коррекционно­
развивающие
Воспитательные
Здоровьесберегающие
Предполагается, что к
окончанию занятия
учащиеся будут:
­ дифференцировать
понятия «звук», «буква»;
­ знать артикуляционную
позу звука [ж];
­ обозначать на письме
изучаемый звук.

Способствовать развитию
умений:
­корригировать
произношение звука /Ж/
и
­корригировать
развивать диалогическую
речь через формирование
ответа
полным
предложением;
­корригировать
развивать
внимание
фонематическое
и
слуховое
и

Создать условия,
обеспечивающие
положительный интерес к
изучаемой теме.
Способствовать созданию
условий обеспечивающих:
­ формирование навыков
самоконтроля;
­ овладение необходимыми
навыками самостоятельной
учебной деятельности.
Формировать установки на
здоровый образ жизни и
реализации в реальном

Планировать объем материала с
учетом
повышенной
утомляемости ребенка:
­следить за правильной осанкой
ребенка;
­соблюдать режим охраны
зрения;
­способствовать
благоприятного
психологического климата;
­чередовать статические и
динамические задания.
созданию

зрительное

внимание,
логическое
восприятие;
­корригировать речевое
дыхание;
­развивать
внимание и восприятие;
­развивать мелкую и
артикуляционную
и
общую моторику;
­развивать
память,
мышление;
и
­корригировать
личностные
развивать
качества,
эмоционально­
волевую сферу (навык
самоконтроля,
усидчивости);
­ выражать свои мысли
грамотно, точно, четко.
Регулятивные УУД:
­ развивать умение
высказывать свое
предположение;
­
учить принимать и
сохранять учебную задачу.
поведении.
Коммуникативные УУД:
­ развивать умение слушать
и понимать других;
­ учить работать в паре.
Познавательные УУД:
­ развивать умение находить и
структурировать информацию;
­ развивать умения
представлять информацию и
извлекать ее из схем, таблиц;
­ на основе анализа объектов
делать выводы,
обобщать, классифицировать
по признакам.
Универсальные
учебные действия
Личностные УУД:
­ формировать мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
­ создать условия для
воспитания
положительного интереса
к изучаемому предмету.

Средства ИКТ,
аппаратное обеспечение
Аппаратное обеспечение: компьютер, жидкокристаллическая панель.
Базовая презентация «Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для щипящих».
Оборудование
Индивидуальные зеркала, логопедические шпатели, схемы звуков, графический профиль артикуляции звука Ж,
демонстрационная картинка «Жук», раздаточные картинки на звук Ж, аудио песня «Мы жуки», счетные палочки
Организационная структура логопедического занятия.
Этап
Длительнос
ть этапа
Методы
и приемы работы
Формы
организации
деятельности
детей
Деятельность
учителя­логопеда
Деятельность
детей
I Этап
Мотивации
II. Этап
Актуализации
знаний
­ создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс;

5 минут
Фронтально
Учимся и оздоравливаемся.
Показ образца
выполнения
упражнения,
ИКТ
Выполняют
­дыхательную гимнастику:
«Кораблик» «Погреем ладошки».
­ артикуляционную гимнастику:
«Улыбка­Трубочка», «Грибок»,
«Чистим зубки», «Чашечка­блюдце­
тортик», «Вкусное варенье» «Парус»
­ актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и
фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);
­ закреплять полученные знания об артикуляции звука [ж].
Длительнос
Деятельность
Деятельность
Методы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
детей
Формы
организации
деятельности

3 мин
Практические
Фронтальная
детей
1. Показ правильной артикуляции звука
[ж]:
­ При произнесении звука [ж] губы слегка
вытянуты и округлены, зубы сближены, но
не соприкасаются, расстояние между ними
2­3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх за
верхние зубы, около альвеол, воздух
тёплый, струя направлена посередине
языка, звучит голос.
­ Приняли правильное положение губ и
языка и пожжужали.
1. Артикулируют, глядя на себя в
зеркало, повторяя за логопедом.
Затем произносят звук [ж] длительно.
III. Этап
Выявления
места и
причины
затруднений
­ осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
­ фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и
определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения:
­ постановка звука [ж], выработка правильной артикуляции звука, закрепление его в слогах и изолированно.
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
5 мин
Практические:
устные,
аналитико­
синтетические
организации
деятельности
учащихся
Фронтальная
учителя­логопеда
1. Игра «Здравствуй, пальчик!»:
пальчиковая гимнастика (большой палец
поочерёдно касается подушечкой с
остальными при этом проговаривает слоги
согласно таблице гласных букв:
ЖА­ЖО­ЖУ­ЖЫ­ЖЭ.
2. – Поиграем в маленьких жучков.
Пожжужим, расправив крылья.
3. Работа в парах:
­ Повернулись друг к другу и произнесли
звук [ж]. Обратите внимание на свою
Деятельность
обучающихся
1. Выполняют упражнение,
проговаривают слоги.
2. Произносят длительный звук [ж],
разводят руки в стороны.
3. Произносят звук [ж], сравнивают,
обращают внимание на ошибки.

артикуляцию и артикуляцию соседа.
Сравните.
4.Логопед указывает на ошибки и
недочёты.
IV. Этап
Объяснения
(добывания)
нового
знания)
Цели УД и способ их реализации:
­ учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину
затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);
­предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить,
­определяют средства для построения НЗ(новых знаний) (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы
записи).
Длительнос
Деятельность
Деятельность
Методы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
детей
Формы
организации
деятельности
детей
Фронтальная
8 мин
Наглядно­
демонстрационн
ые: схем,
таблиц.
Практические:
сопоставление­
выбор
правильных
формулировок
­ заполнение
схемы звука.
Охарактеризовать звук [ж].
1. Ещё раз произнесём и попробуем
определить какой этот звук?
2. Гласный или согласный?
3. Произнесём звук твёрдо.
­ Квадратиком какого цвета обозначим
звук Ж?
4. Можно ли произнести его мягко?
5. Этот звук звонкий или глухой?
6. Почему?
7. Вспомним артикуляционную позу и
определим, какими упражнениями
нарисуем схему звука.
8. Познакомимся с буквой, которая
1. Дети произносят.
2. Согласный.
3. [ж].
­ Синего.
4. Нет.
5. Звонкий.
6. При артикуляции его мы
пользуемся голосом. Работают
голосовые связки.
7., Губы ­ «трубочка» широкая
Зубы ­ «заборчиком»
Язык­ «чашечкой» (прогнутая
стрелочка вверх).

обозначает этот звук на письме. (Показ,
демонстрационной картинки «Буква Ж».
Рассмотрите внимательно букву,
Посчитайте, сколько элементов у буквы
Ж?
9.Выкладывание из счетных палочек
букву Ж.
Теперь возьмите счетные палочки и
выложите на партах букву Ж.
8. Написание буквы указательным
пальцем в воздухе.
9.Работают с счетными палочками
Деятельность
обучающихся
­ формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельност
и учащихся
групповая
2 мин
Показ образца
выполнения
упражнения.
Выполняет физминутку вместе с
логопатами
Чистоговорка:
­ Может ёжик побежать?
­ Может жаба подождать?
­ Может жук жужжать, жужжать?
Координация слов с движениями:
­ Ёжик может побежать!
­ Жаба может подождать!
­ Может, может жук жужжать!
­ усвоение нового способа действия;
­ выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ
действий;
­ проговаривание выполнения вслух.
Развитие фонематического слуха.
Длительност
Деятельность
Методы
Формы
учителя­логопеда
Деятельность
обучающихся
ь этапа
и приемы работы
3 мин
­ Наглядно­
демонстрационные:
организации
деятельности
учащихся
Парная
Определение места звука в слове.
­ Разложить предметные картинки на
Работают в парах сообща,
V. Этап
Физминутка
VI. Этап
Закрепления,
проговариван
ия во внешней
речи

предметные
картинки.
3(три) строчки: ж­; ­ж­; ­ж.
раскладывают картинки по
признаку звук [ж] в начале слова, в
середине, в конце.
­ создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля
­ способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
обучающихся
7 минут
Практические
письменные
индивидуальная
Работа в тетради.
­ Я буду называть слова, а вы напишите
букву Ж в схемах слов, определив
позицию звука (на слух)
Пишут букву самостоятельно.
­ формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
­ формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
Длительнос
Деятельность
Методы
Формы
ть этапа
и приемы работы
учителя­логопеда
организации
деятельности
учащихся
Деятельность
обучающихся
VII. Этап
Самостоятель
ная работа
VIII. Этап
Рефлексия
2 мин
аналитико­
синтетические
Фронтально­
индивидуальная

­ Сверьте свои записи с моими на доске (
на оборотной стороне).
­ Поставьте себе значок отличия.
Оценивают свои записи значками: