Все о тюнинге авто

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения автор. Методика исследования индивидуальных особенностей воображения. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное вооб

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения
и степени фиксированности образов представлений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Просмотров: 14183
Категория: ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ » Познавательные процессы

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-практические и методические материалы

Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева,

С.В. Старовойтовой «Психодиагностика»

Часть 1

Исследование воображения..

Исследование индивидуальных особенностей воображения..

Исследование продуктивности воображения..

Исследование творческого воображения..

Исследование восприятия..

Исследование восприятия времени..

Исследование познавательного контроля при восприятии..

Исследование ощущений..

Исследование зрительных ощущений..

Исследование мышечно-суставных ощущений..

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности
человека..

Исследование речи..

Исследование ригидности речи..

Исследование темпа устной речевой деятельности..

Исследование эготизма..

Методы диагностики внимания..

Исследование избирательности внимания..

Исследование концентрации внимания..

Исследование переключения внимания..

методика мюнстерберга..

методика «перепутанные линии».

Методика «расстановкА чисел».

Методика «Числовой квадрат».

Тест «Корректурная проба».

тест «таблица горбова-шульте».

ТЕСТ «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ».

Методы диагностики памяти..

Исследование объема кратковременной памяти..

Исследование опосредованного запоминания..

Исследование преобладающего типа запоминания..

МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА».

МЕТОДИКА «Смысловая память».

Пиктограмма..

Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий..

ТЕСТ «ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ».

ТЕСТ «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ».

ТЕСТ «ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ..

Методы изучения мышления..

Исследование аналитичности мышления..

Исследование ассоциаций..

Методика «Тип мышления».

МЕТОДИКА «Ответные ассоциации».

МЕТОДИКА «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ».

Исследование влияния установки на способ решения задач..

Исследование рефлексивности мышления..

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ».

Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз».

Методика «Сравнение понятий».

методика «Установление последовательности событий».

ТЕСТ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ».

тест «Простые аналогии».

тест «Сложные аналогии».

ТЕСТ «Существенные признаки».

Тест эббингауза (Заполнение пропущенных в тексте слов)

Методы диагностики интеллекта, креативности, способностей..

Исследование умственных способностей..

ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА..

ТЕСТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Р. АМТХАУЭРА..

ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ТОРРАНСА..

ТЕСТ МЕДНИКА (ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ)

Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)

Краткий Ориентировочный Тест.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В. В. БОЙКО..

Диагностика лидерских способностей (Жариков Е.,
Крушельницкий Е.)

Исследование эмоционально-волевых процессов..

Исследование волевой саморегуляции..

Исследование импульсивности..

Исследование настойчивости..

Исследование настроений..

Исследование субъективного контроля..

Диагностика волевого потенциала личности..

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

Изучение состояния агрессии, тревожности..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ А. АССИНГЕРА..

Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)

Опросник состояния агрессии Баса-Дарки..

тест школьной тревожности Филлипса..

ШКАЛа реактивной и личностной тревожности СПИЛБЕРГЕРА-Ханина..

Изучение состояния Депрессии, невроза..

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ Л.И. ВАССЕРМАНА..

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ
СОСТОЯНИЙ В.А. ЖМУРОВА..

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, РИСКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В СТРЕССЕ «ПРОГНОЗ».

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА К. ХЕКА И X. ХЕССА..

Шкала для психологической экспресс-диагностики
уровня невротизации (УН)

Семейные отношения..

Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е. Каган, И.П. Журавлева)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА,
В.В. СТОЛИН..

Методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман,
Е.М. Дубовская)

Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре (А.Н. Волкова)

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)

Тест-опросник удовлетворенности браком...

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях..

МЕТОДИКА PARI Е. ШЕФФЕР И Р. БЕЛЛА..

тесты на Мотивацию....

Анкета на основе методики оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой..

Диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов)

Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)

Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)

Исследование деятельностной мотивационной структуры (К.Замфир)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА..

Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А. Реана)

Самооценка мотивационных состояний школьника (О.С. Гребенюк)

Тесты профориентации..

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК Е. КЛИМОВА..

КАРТА ИНТЕРЕСОВ ГОЛОМШТОКА..

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..

ТЕППИНГ-ТЕСТ.

Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников)

Методики определения профессионально важных качеств (ПВК)

Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «Человек-техника».

Опросник профессиональных склонностей (Л. Йовайши в
модификации Г.В. Резапкиной)

Тест-опросник КОС-1.

Методика КОС-2.

Учитель-ученик..

Диагностика доминирующей эмоциональной модальности
у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т.Г. Сырицо)

Диагностика парциальной направленности личности учителя..

Методика изучения свойств нервной системы учащихся..

Опросник «Психологический портрет учителя / родителя»
(Г.В. Резапкина)

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ЧЕРТ.

Межличностные отношения..

Внешнегрупповая референтометрия..

Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников)

Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко)

Опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) адаптация Л.Н. СОБЧИК..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОЦЕНКИ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ М. СНАЙДЕРА..

МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ..

Социоматрица..

Социограмма..

Карта-монограмма..

Социометрические индексы..

Референтометрия.

Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора..

Определение ролевых позиций в межличностных отношениях
(по Э.Берну)

Самооценка направленности контакта..

Самооценка психической устойчивости в межличностных
отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л.Г. Лаптев)

Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности
личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)

Субъективная оценка межличностных отношений (С.В. Духновский)

Социально-перцептивная дифференциация малых групп..

Шкала психосемантических различий объекта социального взаимодействия

Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

Методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

исследование ориентаций..

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова)

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)

Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

Определение жизненных ценностей личности (Must-тест)
(П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова)

Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)

Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца..

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ – 8».

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО)

Исследование Руковдства коллективом...

Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)

Диагностика стилей руководства (А.Л. Журавлев)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
В. П. ЗАХАРОВА И А. Л. ЖУРАВЛЕВА..

Самооценка руководителем стиля управления..

Стиль работы руководителя с документацией (И.В. Липсиц)

Проективные методы исследования личности..

ВОСЬМИЦВЕТНЫЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА..

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК « ДЖ. БУКА..

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ С.РОЗЕНЦВЕЙГА..

МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

МИОКИНЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА Е.МИРА И М.ЛОПЕЦА..

Основы интерпретации рисунка «Несуществующее животное..

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ТИПА
ЛИЧНОСТИ..

РИСОВАННЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (PAT) (Л.Н. Собчик)

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ».

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ» Н.Г. ХИТРОВОЙ..

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ».

тест «дерево».

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР».

ТЕСТ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ АВТОПОРТРЕТ.

КАК УЗНАТЬ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ПОДПИСИ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАФОЛОГИЯ

Тест Роршаха..

РУКИ ТЕСТ (Напd Теsт)

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО) М. ЭТКИНДА..

МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ..

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ.

Метод графологической психодиагностики личности..

личностные методики..

Вербальная диагностика самооценки личности..

ГИССЕНСКИЙ ОПРОСНИК..

Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова
в модификации Н.П. Фетискина)

Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.)

Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)

Диагностика личностного эгоцентризма..

Диагностика парциальных позиций интернальности- экстернальности личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд)

Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции»
личности (С.М. Петрова)

Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков)

Диагностика принятия других (по шкале Фейя)

Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н. Смирнов)

Диагностика социальной эмпатии..

Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

Диагностика типологий психологической защиты...

Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта)

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии..

Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл)

Диагностика эмоциональной направленности личности..

Индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан)

ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ..

«ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК» Г.Ю. Айзенк, EPI, 1963.

16-ти факторный личностный опросник кеттелла (187)

16-ти факторный личностный опросник кеттелла (105)

МЕТОДИКА «Q-СОРТИРОВКА» В. СТЕФАНСОНА.

МЕТОДИКА АЙЗЕНКА EPQ..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ОБЩЕНИИ В.В. БОЙКО..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ В. В. БОЙКО..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ
М. ЦУКЕРМАНА..

Методика диагностики самооценки мотивации одобрения
(Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна..

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Л. И. ВАССЕРМАНА И Н. В. ГУМЕНЮКА..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ СТИМУЛОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В. В. БОЙКО..

Методика диагностики уровня развития общей рефлексии
А.В. Карпова..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА Д. РАССЕЛА И М. ФЕРГЮСОНА..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
В. В. БОЙКО..

Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу..

Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТЕМПЕРАМЕНТА..

Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР)

Методика диагностики типа акцентуации характера
«Чертова Дюжина».

Методика «Уровень эмоционального интеллекта» (QLEI)

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Т. В. МАТОЛИНА..

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК «АДАПТИВНОСТЬ».

Многофакторный личностный опросник FPI. Форма В..

Определение когнитивно-деятельностного стиля (Ребекка Л.)

Определение направленности личности (Б. Басса)

Определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)

Опросник для изучении индекса жизненного стиля просник
Плутчика – Келлермана – Конте..

ОПРОСНИК САН..

Опросник уровня субъективного контроля (УСК)

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности
(ОФДСИ) В.М. Русалова..

Опросник Шмишека. Акцентуации характера..

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

Перцептивно-образная самооценка (В.В. Бойко)

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО САМОСОЗНАНИЯ..

Полоролевой опросник (С.С. Бем)

Психодиагностический тест (ПДТ) В. Мельникова, Л. Ямпольского..

Психологическая типология личности (К. Юнг)

Самоактуализационный тест.

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ..

Тест Куна. Тест «Кто Я?».

Тест темперамента В.М. Русалова..

Тест «Темперамент и социотипы».

Тест «Формула темперамента» (А. Белов)

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (опросник К. Леонгарда)

Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности

Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности..

Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

Список использованной литературы...

Исследование воображения

Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования : определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование : три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.


Похожая информация.


Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои. без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

19. Методика «Интеллектуальный портрет»

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.

Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

3. Продуктивность , или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.

Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфекционизм характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совмест-ных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

Не всегда, но часто является результатом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера.

Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.

Как оценивать

Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. Идеальный результат - два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации.

График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу (график 1).

График 1. Методика «интеллектуальный портрет», пример построения «графического профиля» ребенка

Говоря о понятии воображения, надо сказать, что оно имеет неразрывную связь с такими психическими процессами, как восприятие, память и мышление. Но существенно отличается от них. И, принимая во внимание высказывание Л.С. Выготского относительно отличия воображения от других форм психической деятельности, важно заметить, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением.

По мнению В.А. Ситарова, воображение состоит в мысленном отходе за границы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению событий, освежает полученный в прошлом опыт и уже имеющуюся информацию в новом контексте познания.

Воображение отражает субъективный мир человека, его видение окружающего мира. В особенности актуальна работа воображения в тех ситуациях, когда для осуществления мыслительных операций не достает количества информации, тогда с помощью воображения мы находим решения и выход из сложившейся ситуации, путем прогнозирования промежуточных и конечных результатов своей деятельности.

В.А. Ситаров дает ему следующее определение:

Воображение - это психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание в условиях неопределенности наличной проблемной ситуации.

М.В. Гамезо предлагает похожее определение воображения, основываясь на сравнении его с другими психическими функциями:

Воображение (фантазия) - это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отличается от образной памяти (представления), так как это принципиально новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связано с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и представляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (расчленяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например «русалка»).

Подобные суждения о понятии и сущности воображения выдвигали: С.Л.Рубинштейн, Р.С. Немов, А.Г. Маклаков, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Е.И. Николаева, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, А.Г. Литвак и другие исследователи).

Далее, говоря о физиологическом аспекте воображения, хочется привести пример, который описывает Л.С. Выготский. Говоря о работе коры больших полушарий головного мозга, Л.С. Выготский сравнивает работу головного мозга с колеёй, оставленной колесом на земле, которая в последствие облегчает движение. Сущность этого примера заключается в том, что мозг, сохраняя наш прежний опыт, облегчает воспроизведение этого опыта в будущем. Но если бы работа мозга заключалась только в воспроизведении информации, человек не смог бы приспособиться к постоянно изменяющимся условиям.

Ввиду этого, Л.С. Выготский выделяет следующую функцию - комбинирующую или творческую.

Комбинирующая деятельность мозга основывается на сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, но суть этой функции заключается в том, что имея следы возбуждений, мозг комбинирует их в новые сочетания, которые не встречались в его действительном опыте.

Такая деятельность человека, основанная не только на воспроизведении его прежнего опыта, но и на создании чего-то нового, называется творческой.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, называют воображением или фантазией.,

Рассматривая этот вопрос, А.Г. Маклаков связывает процесс воображения с регуляцией органических процессов организма и движения. Ввиду того, что физиологические механизмы воображения связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Далее, А.Г. Маклаков отмечает, что воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, представление о вкусном обеде вызывает обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит представить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мозг как целое оказывает регулирующее воздействие на все органы человеческого тела. В свою очередь воображение, как и другие психические процессы, оказывает значительное влияние на работу многих систем человеческого организма. А значит, воображение играет огромную роль в формировании личности и жизни человека в целом.

В своем очерке Л.С. Выготский выделяет несколько форм связи воображения с действительностью, что, по его мнению, поможет лучше понять механизм воображения и его связь с творческой деятельностью.

Во-первых, воображение основано на прежнем опыте человека, состоящего из образов действительности.

Далее Л.С. Выготский формулирует первый и, по его словам, самый важный закон о том, что творческая деятельность воображения зависит от богатства и разнообразия прошлого опыта человека, представляющий собой материал, из которого создаются построения фантазии. Поэтому чем богаче опыт человека, тем шире материал, которым располагает его воображение.

Во-вторых, Л.С. Выготский выделяет высшую форму связи фантазии с реальностью - связь конечного продукта воображения с реальным явлением. Эта форма связи возможна благодаря чужому или социальному опыту. Иными словами, если никто не наблюдал описанного явления, то при этом правильное представление оказалось бы невозможным.

Третей формой связи между деятельностью воображения и реальностью, которую выделяет автор, является эмоциональная связь. Сущность этой связи заключается в том, что образы и впечатления, имеющие общую эмоциональную окраску, объединяются, даже если они не имеют сходства. В этом случае чувства влияют на воображение, но есть и обратная связь, при которой воображение влияет на наши эмоции. Например, игра актеров, их переживания нас тревожат и заставляют задуматься, поставить себя на их место. То есть даже если мы знаем, что все это является вымышленным, в нас возникают чувства, переживаемые в реальности.

Сущность четвертой формы связи заключается в том, что продуктом фантазии может стать предмет, не соответствующий предмету реально существующему. Такой продукт может быть создан из нескольких элементов, которые взаимодействуя, образуют качественно новую вещь, которая с момента своего появления начинает воздействовать на другие вещи в окружающем мире.

Связывая эти четыре формы, можно сделать вывод о том, что механизмами творческой деятельности человека являются не только мысли и чувства, но и их непосредственная связь и взаимодействие.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что многие исследователи, изучая воображение, придерживаются положений, представленных Л.С. Выготским, как основополагающих. Это говорит о том, что Л.С. Выготский внес колоссальный вклад в изучение воображения и психологии в целом. Он рассмотрел воображение и его роль в психике человека весьма подробно, заостряя внимание на всех аспектах данной функции. Но исследования не стоят на месте, ведь вопросы о механизмах и физиологических основах воображения остаются не до конца изучены. За последнее время мы больше узнали о физиологических аспектах воображения, о структурах центральной нервной системы, с которыми оно связано. Это позволяет проводить дальнейшие исследования, как в общей, так и специальной психологии, опираясь на предоставленный учеными опыт и знания в этой области.

Методы исследования воображения и их использование в психологической практике

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение имеет свои возрастные особенности.

Проблема изучения воображения детей и подростков актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонен­том любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологи­ческой и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об опре­делении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного ус­воения детьми новой информации, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей зна­ний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значитель­ной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Однако в психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формиро­вания и развития и изучения воображения у детей различных возрастов, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей различных техник в плане развития воображения. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в исследованиях.

Цель исследования : изучение индивидуальных особенностей воображения детей подросткового возраста.

Объект исследования : дети подросткового возраста.

Предмет исследования : индивидуальные особенности воображения детей подросткового возраста.

Экспериментальное исследование индивидуальных особенностей воображения детей подросткового возраста

Методика Е. Торренса «Неполные фигуры»

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования.

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению».

Время выполнения задания не регламентировано.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?»

Обработку результатов необходимо проводить по следующим показателям:

1. Определение уровня сложности воображения.

2. Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений.

3. Определение степени стереотипности воображения.

Экспериментальное исследования по изучению индивидуальных особенностей воображения проводилось с участием 25 детей подросткового возраста. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность. Перед началом исследования с участникам было проведено занятие, на котором экспериментатор дал информацию учащимся о воображении, о его роли в жизни человека. В этом состоял первый этап исследования

Второй этап исследования. Исследование проводилось в малых группах по пять человек, таким образом, было проведено пять серий экспериментального исследования с разным участниками. Инструкция всем группам давалась одинаковая. Время выполнения задания было не регламентировано.

Третий этап исследования: обработка полученных результатов. Полученные результаты обрабатывались по трем основным критерия, которые приводятся выше.

Первым параметром для анализа особенностей воображения мы выбрали уровень сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков.

Первый уровень сложности выражается в том, что контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои, без дополнений и представляет собой одну фигуру. Этот уровень сложности был выявлен у 11 участников исследования.

Второй уровень контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части. Эта тенденция была определена у 7 подростков.

Для третьего уровня сложности характерно, что контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали – 4 человека.

Четвертый уровень : контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей – 2 подростка.

Пятый уровень : рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей - 1 человек.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет. Среди исследуемых 13 человек продемонстрировали такие проявления.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Такой тип воображения судя по рисункам испытуемых свойственен 9 подросткам.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Последний параметр анализа работ исследуемых подростков это степень стереотипности воображения.

Стереотипность определяется по содержанию рисунков.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет – 17 человек.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты – 8 человек.

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками.

Это исследование подтверждает нашу гипотезу о том, что у каждого подростка индивидуальные особенности воображения.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности– в нашем исследовании 1 человек. Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов эксперимента с исследуемыми подростками и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Проведем еще одну методику исследования воображения.

Упражнение «Неоконченный рассказ». Ребенку читают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большим зонтиком. Вдруг…» Необходимо продолжить и закончить рассказ. Поскольку это упражнение развивающее, оно не имеет строгой оценки, но целесообразно обратить внимание на фантастичность, оригинальность, комизм предложенного сюжета.

Оригинальные, интересные, фантастичные рассказы мы получили у 9 человек. Работы отличались сложной сюжетной линией, массой сюжетных ветвей. У 16 человек рассказы были менее интересные, имели похожий сюжет, что говорит о стереотипности воображения этих детей

Вывод: Таким образом, проведенные экспериментальные исследования выявили высокий уровень стереотипности воображения у многих подростков. Это может быть связано с тем, что в этом возрасте они начинают более критично воспринимать мир вокруг себя, поэтому и воображение принимает более критические формы.

Заключение

Существует большое количество взглядов на проблему воображения. Но практически все психологи приходят к выводу, что воображение состоит в создании нового, новых образов посредством преобразований над совокупностью образов субъекта.

Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.

Воображение – это не просто разновидность психического отражения, а психологическое конструирование свойств предметов, явлений, отношений.

В работе мы познакомились с самыми общими ас­пектами развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески по­могать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

Все необходимые качества воображения возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем.

У каждого подростка индивидуальные особенности воображения - уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

К сожалению, подтвердилась и вторая гипотеза – в подростковом возрасте очень мало детей с гибким и оригинальным воображением.

При наличие таких явлений как ригидность или высокая степень стереотипности воображения подростку следует обратить на это внимание и возможно даже заняться развитием воображения.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Возможно какого-то из этих условий в воспитание и обучение детей сегодня не хватает.

Список литературы

1. Богданова Т. Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.

2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М., 2000.

3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991.

4. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2, 1980.

5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М., 1986.

6. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М., 1989.

7. Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987.

8. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. М., 1971.

9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

10. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

11. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

12. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1995.

14. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

15. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии. № 5, 1994.

16. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977

17. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989.

18. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996.

19. Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург, 2006.

20. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск., 1990.