Все о тюнинге авто

Красный цвет в произведении олеся. Сравнительный анализ роли цвета в произведениях. Сравнительный анализ роли света в произведениях

Деталью в литературе принято называть элемент, имеющий значительную смысловую эмоциональную нагрузку. Деталь иначе можно назвать компонентом выразительной подробности литературного произведения. Многие литературоведы условно классифицируют детали на внешние и психологические. Первые характеризуют внешнее, предметное бытие человека (среда обитания, наружность) и разделяются на пейзажные, вещевые и портретные. Вторые изображают внутренний мир героя.

В прозе А.И. Куприна присутствуют оба вида деталей, причем внешние детали нередко принимают в его произведениях психологический характер. Так, например, в повести «Олеся» нитка красных бус, на первый взгляд является деталью внешней. Однако данная деталь несет функцию символа негаснущей любви и чистого естественного чувства героини. Каждая из бусинок ассоциируется с нескончаемым огоньком любви. Поэтому исходя из функции данная деталь из внешней превращается в психологическую.

В том же произведении можно встретить и много конкретно внешних деталей. Например, портрет героини полностью детализирован. Куприн сознательно избегает излишней описательности лица девушки, но он акцентирует внимание на больших темных глазах Олеси, ее бровях, придающих взгляду властности, лукавства, но в то же время и наивности, и на своевольном изгибе губ героини. Именно в этих деталях, по мнению автора, и заключалась вся Олесина прелесть и оригинальность, к которым нельзя ни привыкнуть, ни, тем более позабыть.

Кроме того, портретные детали в повести несут также большую силу художественной выразительности, поскольку на протяжении всего произведения они помогают передавать малейшие оттенки мыслей и чувств героини. Так, например, нервное вздрагивание губ Олеси показывает горечь и отчаяние. А вот глаза девушки, выражают то волнение, то испуг, то радость встречи, таким образом помогая автору отобразить чувства девушки и в счастливые и в трагические моменты жизни героини.

В повести «Гранатовый браслет » деталь становится причиной развязки мучительной любовной истории, продолжавшейся более восьми лет. Браслет, подаренный главной героине – Вере Николаевне, становится символом огромной любви мелкого чиновника Желткова , отдавшего любимой женщине последние, что у него было. Кроме того, данная деталь также символизирует смерть: княгиня сравнивает подарок Желткова с кровью, и сам автор сравнивает пять гранатов браслета с кровавыми алыми огнями.

В повести « » внешние, на первый, взгляд детали одежды являются также и психологическими деталями. Так, легкое голубое платье Суламифь и белый плащ Соломона помогают отразить душевное состояние героев во время первой их встречи. А венец из кроваво-красных рубинов и хитон пурпурного цвета, показывает любовь и отчаяние царя после смерти возлюбленной.

В целом, можно сказать, что А.И. Куприн в своих повестях достаточно широко использует детали, как внешние, так и психологические. За счет этого писателю удается в небольшом по объему произведении достаточно подробно отобразить героя в значительные и важные идейные моменты, его внутренний мир, а также показать широкую картину жизни.

Работа посвящена исследованию форм художественного воплощения авторской позиции в трилогии о любви А. И. Куприна («Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет»)

Рассмотрена знаковая система и символика этих произведений, выявлено мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, исследованы образно-стилистические средства, образы-символы для понимания авторской позиции в трилогии о любви.

Универсальным и объединяющим все сюжетные решения в повестях писателя является мотив «Любовь-расставание».

Цветопись придаёт особую тональность повествованию, так как Куприн пользуется определённой цветовой гаммой: красный, золотой, серебряный (в работе раскрыта символика наиболее часто употребляемого цвета)

Через символику цветов: лилию, нарцисс, мак, розу и др. – автор передаёт душевное состояние героев.

Используя звуковые образы, Куприн помогает читателю не только увидеть, но и услышать песнь торжествующей любви, понять жизнь во всём её многообразии.

Особое внимание в работе уделено символике драгоценных камней, так как во всех трёх повестях использованы драгоценные камни.

Структура портретов главных героев, имена, несомненно, несут одну из важнейших нагрузок в раскрытии авторской позиции – прекрасен тот, кто любит.

Используя принцип зеркального отражения в организации событий, Куприн усиливает до предела лейтмотив всех повестей трилогии: любовь побеждает смерть, преображает человека, защищает его мир, открывает способность к самопожертвованию.

В каждой из повестей есть жизненные заветы своим возлюбленным – ключевые фразы-символы, которые ещё раз подтверждают, что любовь возвысила героев над суетным миром, что это самое прекрасное чувство на земле.

Во всех трёх произведениях явно прослеживается взаимосвязь между знаковой системой и развитием сюжетов. Образно-стилистические средства, символы, детали, имена главных героев, структуры портретов и событий играют значительную роль в раскрытии авторской позиции и понимании темы любви как одного из возвышенных человеческих чувств.

Введение.

1) Цветопись и цветосимволика.

2) Символика цветов.

3) Звуковые образы.

    Символика драгоценных камней.

    Структура портретов. Имена.

    Композиционная симметрия, зеркальность.

    Ключевые фразы-символы.

Заключение.

Приложение.

Список литературы.

Введение.

На уроках литературы мы поднимаем вопросы нравственности, ее роли в сложных человеческих взаимоотношениях. Любовь – явление, в котором особенно неотделимы друг от друга психология человека и его моральные основы.

Любовь как сила, способная преобразовать мир, всегда привлекала Куприна. Его по достоинству можно назвать певцом возвышенной любви, создавшим удивительные по красоте и силе примеры идеальных чувств, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), заглядывая в каморку влюбленного отшельника («Гранатовый браслет»), забираясь в глушь Волынской губернии («Олеся»).

В данной работе исследованы все повести трилогии о любви Куприна, поднимающие проблемы, которые будут вечно волновать человечество. Цель данной работы – рассмотреть знаковую систему и символику этих произведений, показать мастерство А.И. Куприна в изображении мира человеческих чувств, выявить формы художественного воплощения авторской позиции в трилогии о любви.

    Изучить биографические сведения, монографии о творчестве писателя, критическую литературу;

    Проанализировать произведения «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет», найти образы, детали, приобретающие в произведениях символическое значение;

    Исследовать образно-стилистические средства, образы-символы для понимания авторской позиции в трилогии о любви.

Тематическая общность повестей.

Тематическая общность всех произведений трилогии о любви заключается в силе любви, способности людей, испытавших настоящие чувства, к самопожертвованию. Различны отношения главных героев. Причем, чем раньше произошли описанные Куприным события, тем больше способность людей к настоящей и чистой любви. Например, в «Суламифи» показаны взаимные чувства, обоюдное счастье людей, сведенных судьбой. В «Гранатовом браслете» чувства Желткова не были взаимными, однако их сила смогла воскресить Веру от душевной вялости. В «Олесе» главный герой настолько привязан к городскому быту и укладу, что даже жертвенная любовь Олеси не способна изменить его душевной ограниченности.

Универсальным и объединяющим все конкретные сюжетные решения в повестях писателя является мотив «Любовь – расставание».

Понять романтическую концепцию любви в творчестве писателя невозможно, не прочитав все три повести.

Образно-стилистические средства.

Отношение Куприна к любви раскрывается через образно-стилистические средства, такие как цветопись, символика цветов и звукопись.

1. Цветопись и цветосимволика.

Необыкновенность, чудесность любви Суламифи и Соломона в произведении «Суламифь», Олеси и Ивана Тимофеевича в произведении «Олеся» и любви Желткова в «Гранатовом браслете» подчеркивается разнообразными образно-стилистическими средствами. Обратим внимание на некоторые из них. В первую очередь это цветопись и цветосимволика, которая ярче всего показана Куприным в «Суламифи».

Ярок, красочен, живописно колоритен земной мир. Но при внимательном чтении видно, что Куприн пользуется вполне определенной цветовой гаммой.

Исследовав текст, я пришла к выводу, что в I -VII главах больше используются красный цвет и его оттенки – 27 раз, золотой – 24 раза, белый 12 раз, черный – 11 раз, голубой – 8 раз. В следующих главах в том же соотношении на первом месте цвета красный и золотой.

Куприн использует насыщенные, глубокие, яркие и контрастные краски; фиксирует в окружающем мире, в изображаемых предметах яркое, бросающееся в глаза. Создаваемый писателем мир красочен, солнечен, немного пестр: он радует глаз, «веселит» сердце.

При описании царствования Соломона активно используются красный, пурпурный, золотой, серебряный цвета. Символика их такова. Красный цвет олицетворяет право, силу, мужество, храбрость; пурпурный – высокорожденность, достоинство, величие, власть; золотой – верховенство, величие, уважение, великолепие, богатство; серебряный – мудрость. Функционален и черный цвет, поскольку (кроме традиционных указаний на смерть, траур) он означает постоянство, скромность, мир, покой.

Описания любви Соломона и Суламифи сопровождаются так же определенной цветовой гаммой. Постоянен красный цвет – цвет любви. Серебряный цвет в этом контексте важен потому, что означает чистоту, невинность, непорочность, радость. Символом тепла, жизни, цвета, деятельности и энергии является образ огня, возникающий в портретных зарисовках Суламифи с ее «огненными кудрями» и «рыжими волосами». Не случаен, конечно, зеленый цвет в пейзажах и высказываниях героев: он символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье. И, конечно, белый, голубой и розовый цвета вызывают у читателя вполне определенные ассоциации, наполняются метафорическими смыслами: нежна и прекрасна, чиста и возвышена любовь героев.

И в повести «Олеся» основной цвет, на который несколько раз на протяжении повести автор обращает внимание – красный: «красная юбка», «красная царапина», «красный платок», «нить красных бус». В различных источниках этот цвет символизируется по-разному. К данному тексту, развитию событий повести подходит такое описание значения красного цвета: «Красный – цвет жизни, любви и милосердия. Люди, в одежде или выборе цветовой гаммы которых преобладает красный цвет, отважны и целенаправлены, им более чем другим присущи чуткость, сила и вера в свои чувства, душевное богатство» . Такой перед нами и предстает Олеся.

Отметим, что в гранатовом браслете, подаренном Желтковым Вере Николаевне тоже горят красные гранаты, окружающие маленький зеленый камешек.

Цветопись в произведениях Куприна придает особую тональность повествованию: автор поет гимн вечной и прекрасной любви.

2. Символика цветов.

Впечатление красочности и яркости мира, окружающего героев легенды, углубляется постоянным описанием цветов: «как цветок нарцисса», «прекрасен царь, как лилия Саронской долины!», «Гранатовые деревья, оливы и дикие яблони, вперемежку с кедрами и кипарисами, окаймляли его», «аромат цветущего винограда – тонкий аромат резеды», «два цветка алого мака», «две маленькие серны, которые пасутся между лилиями», «где зеленая трава пестреет нарциссами», «как распустившийся цвет граната», «похожи цветом на васильки в пшенице», «похожие цветом на ранние фиалки, распускающиеся в лесах», «Златоцветом и лилиями покрывала Суламифь свое ложе», «среди белых ароматных цветов», «точно ворох пшеницы, окруженный лилиями».

Цветы, упоминаемые в легендарном повествовании, также символичны. Лилия – символ чистоты и невинности. Нарцисс – символ юношеской смерти, кроме того, нарцисс – древнее растительное божество умирающей и воскресающей природы. Виноград – символ плодородия, изобилия, жизненной силы и жизнерадостности.

Как и в «Суламифи» Куприн при создании образа Веры Николаевны в «Гранатовом браслете» использует множество цветов. В I части, когда образ Веры только появляется, Куприн выбрал для нее именно такое окружение: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой – наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты еще давали – в три раз за это лето – бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах». Цветы символизируют увядание души Веры, то, что жизнь ее проходит однообразно и обыденно. Но всесильная любовь Желткова, независимо от обстоятельств, помогает Вере воскреснуть от душевной вялости, другими глазами посмотреть на мир, окружавший ее. Об этом говорит большая красная роза, оставленная Верой покойному Желткову.

Несомненно, что символика цветов играет свою определенную роль: в «Суламифи» - для создания восточного колорита, в «Гранатовом браслете» помогает передать душевное состояние героини.

3. Звуковые образы.

Мир героев купринской легенды «Суламифь» не только живописен, он полон звуков, которыми наслаждается человек.

Радость жизни, наслаждение, веселье от жизни – эти чувства подчеркнуты в легендарном повествовании многочисленными звуковыми образами: «играть на арфах, лютнях и флейтах под аккомпанемент бубна», «сладостная музыка», «любил слушать рев диких зверей», «милый женский голос, ясный и чистый», «простой и нежный мотив льется себе, как звонкий ручей в горах», «она смеется так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо», «птицы громко перекликаются среди деревьев», «резкий медный звук вдруг пронесся над Иерусалимом. Он долго заунывно дрожал и колебался в воздухе».

В «Гранатовом браслете» душевное оживление Веры так же передается через звуки и запахи: «налетел легкий ветер и <…> зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака…» Все это сопровождается «удивительной музыкой», послушать которую завещал Желтков.

Развитие отношений главных героев в «Олесе» передается звуками природы, меняющими свою тональность в зависимости от настроения влюбленных. Например, после знакомства Иван Тимофеевича с Олесей: «бурливые ручейки», «частые звонкие капли», «воробьи кричали громко и возбужденно» - неожиданная весна как внезапное чистое чувство, пришедшее в однообразную жизнь Ивана Тимофеевича. Оживленные ручейки как знак чего-то нового, еще не испытанного героем. С дальнейшим развитием отношений природа оживляется еще сильнее: «громче становится задорный крик воробьев». И, наконец: «От раскатов грома дрожали и звенели стекла – последняя встреча Ивана и Олеси, сопровождаемая не только звуками, но и цветом – полнеба закрыла черная туча <…>, но солнце еще светило <…>, и в этом смешении цвета было что-то зловещее».

Используя звуковые образы, Куприн помогает читателю не только увидеть, но и услышать песнь торжествующей любви, жизнь во всем ее многообразии.

Символика драгоценных камней.

Во II главе повести «Суламифь» содержится подробный портрет царя и деталь, чрезвычайно важная для мотивировки событий повести: «В руках Соломона заключался такой избыток жизненной силы, что, налагая ладони на темя больных, царь исцелял головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование. На указательном пальце левой руки носил Соломон Гемму из кроваво-красного астерикса. Много сотен лет было этому кольцу, и на обратной стороне его камня была вырезана надпись «Все проходит», - слова, пережившие и того, кто высек их, и народ, породивший мастера, слова, с которыми вступает в спор сама любовь царя Соломона и повествование – песнь об этой любви, волшебной и неземной.

Издавна астериксу приписывали целебные свойства. Одним прикосновением к больному месту человека этот камень выводит всю хворь. Таким образом, кольцо с астериксом усилило дар исцелять людей, бывший у Соломона. В легенде говорится, что перстень придает царю власть и силу. Благодаря своему магическому кольцу Соломон стал повелителем духов.

Рассказ о пристрастии Соломона к драгоценным камням, которое в легенде Куприна выливается в пространный монолог царя о свойствах и красоте драгоценных камней, придает повествованию своеобразный восточный колорит. Рассмотрим некоторые из них.

В «Гранатовом браслете» Куприн также вложил большой смысл в использование драгоценных камней.

Структура портретов.

Куприн нашел еще один художественный прием, помогающий вырабатывать у читателя свое определенное отношение к изображенным событиям. Это особые структуры портретов главных героев благодаря которым герой с его чувствами и мыслями воспринимается не столько конкретным и неповторимым индивидом, сколько человеком, облик и характер которого дошли до потомков в «культурном преломлении», через призму изобразительного искусства, исторического повествования, легендарного сказания.

Подобное восприятие образа царя Соломона в повести «Суламифь» мотивировано указанием на то, что его «живописал» историк Иосфат: «…поистине был прекрасен царь, как лилия Саронской долины!»

Бледно было лицо его, губы – точно яркая алая лента; волнистые волосы черны иссиня, и в них – украшение мудрости – блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев; седина сверкала и в его черной бороде, завитой, по обычаю царей ассирийских, правильными мелкими рядами.

В описании использованы сравнения: «глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами верхи вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд…», «…в глазах царя загорались, точно искры в черных брильянтах, теплые огни ласкового, нежного смеха…»

Стилистика древневосточного изобразительного искусства в описаниях царя просматривается в спокойной ритмике, в идеализации образа царя, а также в цветописи портрета (бледное лицо, алые губы, черные волосы), в выделении глаз через сравнение. Не теряется здесь и такая деталь: «борода, завитая правильными мелкими рядами».

Ориентация на древневосточное словесное искусство проявляется в гиперболизации («И молнии гнева в очах царя повергали людей на землю»), системе сравнений («как лилия Саронской долины», «как самый темный агат»)

В стилизованном описании внешности Соломона соединены разные эстетические традиции, отражены различные культурные пласты. Это и создает чувство «эпического времени», ощущение исторической дистанции, в начале которой – эпоха царя, в конце – время современного читателя.

При описании внешности Суламифи направленность на древневосточную культурно-эстетическую традицию сочетается с указаниями на восприятие героини Соломоном.

Портрет героини выполнен тонко и достаточно искусно. Куприн сочетает «звуковое» и живописное описание. Сначала Соломон слышит «милый женский голос, ясный и чистый…». Затем возникает общая картина: «Девушка в легком голубом платье ходит между рядами лоз <…>. Рыжие волосы ее горят на солнце. <…> Так поет она <…>». Характерными для древневосточного изобразительного искусства являются указания на легкость, изящество: «ясный и чистый голос», «в легком голубом платье», «легко взбираясь на гору».

Какое значение имеет место действия рассказа?

(Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.)

Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех... Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».

Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня» Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа - пробуждаются чувства. В последней главе - внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град - природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви. Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается - «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.

Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному корыстному миру.)

Как рисует Куприн образ главной героини?

(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама - «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть... но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV). Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности - эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)

В чем особенность изображения героя-рассказчика?

(Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый... доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин... Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».)

Как построен сюжет повести?

(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей - картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича. Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава ХI). Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно... Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы - в ее природности.)

Какой цвет сопровождает образ Олеси?

(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, кораллов - единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви (последний эпизод).

Почему счастье героев оказалось таким коротким?

(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо. Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, - темой недостижимости счастья.)

В чем, по-вашему, идея рассказа?

(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

А.И.Куприн «Олеся»

Богатство внутреннего мира героини повести «Олеся» и ее трагическая судьба

  1. Почему автор озаглавил повесть именем героини?
  2. Какое значение имеет место действия рассказа?
  3. Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.
  4. Как рисует Куприн образ главной героини?
  5. Почему для большинства местных жителей, крестьян - соседей Олеси, она - колдунья, «ведьмака»?

Слово «колдунья» многозначно. Оно означает не только злую ведьму, но и кудесницу, добрую волшебницу, чаровницу.

  1. Для Куприна Олеся - ведьма, соблазнившая Ивана Тимофеевича, или волшебница, открывшая герою красоту любви? Докажите вашу точку зрения.
  2. Соответствует ли имя героини ее колдовской сути? Какому значению слова «колдунья» оно больше подходит?
  3. За что соседи ненавидят и преследуют Олесю? Кого и почему автор выбрал для сопоставления с Олесей?
  4. Отчего объектом сопоставления стал заезжий «паныч»? Что привлекло героиню в Иване Тимофеевиче?
  5. Профессия, к которой стремится Иван Тимофеевич, - писатель, - случайно ли она дана автором своему герою?
  6. Есть ли общее в мастерстве писателя и колдуна?
  7. В чем особенность изображения героя-рассказчика?
  8. Вам понравилась Олеся? За что ее, по сути дикарку, далекую от цивилизации, полюбил изнеженный барин Иван Тимофеевич?
  9. Что принесла с собой Олеся в избу, в момент ее первого появления? О каких человеческих качествах Олеси говорит эта сцена?
  10. Какое качество Олеся больше всего ценила в человеке? Вы согласны с ее оценкой?
  11. Отчего Олеся фактически отвечает отказом на предложение Ивана Тимофеевича? Ведь мечтой любой девушки во все времена было услышать признание и предложение руки и сердца от любимого ею человека?
  12. Сохранит ли Олеся свою любовь к Ивану Тимофеевичу на всю оставшуюся жизнь?
  13. Отчего Олеся так безжалостно характеризует Ивана Тимофеевича: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову своему вы не господин. Над людьми любите верх брать... Сердце у вас холодное, ленивое»? Согласны ли вы с ее выводами?
  14. Корректно ли утверждать, что, не поборовшись за свое счастье, Иван Тимофеевич просто предал свою и Олесину любовь?
  15. Прочитайте эпизод посещения Олеси церкви. Почему Иван Тимофеевич, понимавший, чем для Олеси может закончиться этот поход, не остановил, не уберег любимую девушку?
  16. Отчего автор называет взаимоотношения своих героев «наивной очаровательной сказкой любви»? У сказок должен быть счастливый конец. А какой конец в данном произведении?
  17. Какой цвет сопровождает образ Олеси? Как вы думаете, почему?
  18. Оцените роль детали в повествовании на примере красных бус в финале произведения. Что они олицетворяют?
  19. Почему счастье героев оказалось таким коротким?
  20. В чем, по-вашему, идея рассказа?
  21. Что осталось от любви к Олесе в душе Ивана Тимофеевича?
  22. А в вашей душе после прочтения всего рассказа?

«Гранатовый браслет»

В основе произведения лежит реальный факт - история скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

Из воспоминаний Л. Любимова:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может тол какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Он то сердился на мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения.

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший жених моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин: отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимое. На чужбине, 1963г.

  1. Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?
  2. Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?
  3. Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?
  4. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?
  5. Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
  6. Какие подарки получила Вера? В чем их значение?
  7. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
  8. Как развивается тема любви в рассказе?
  9. Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн?
  10. Какое значение имеет изображение героя после его смерти?
  11. Каким настроением проникнут финал рассказа?
  12. Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
  13. Сопоставьте понимание любви в произведениях Куприна и Бунина (на материале купринской «Олеси», «Поединка», «Гранатного браслета» и бунинских рассказов «Солнечный удар» и Чистый понедельник»).
  14. Что сближает и чем резко отличаются два писателя-ровесника в других компонентах творчества - обработке жизненного материала, степени метафоричности прозы, «сюжетостроении», характере конфликтов?

А.И. Куприн – мастер символического образа. Писатель создает в своих произведениях цветовые и звуковые образы, которые несут особое эмоциональное значение. При их использовании внутренний мир персонажей раскрывается глубже, помогает более широко осмыслить идейную глубину произведения в целом.

Цветопись и звукопись – распространенные художественные средства экспрессивности языка, несущие колоссальную смысловую нагрузку. Цвет, символика цвета и звук в повестях «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» органически проникают в строки художественных текстов. По словам Е. Фарино, «цвет в литературном тексте непременно должен получить свое вербальное выражение, должен быть назван… Поэтому, не будучи обязательным и будучи всегда выбором, вводимое в текст литературного произведения цветообозначение всегда значимо ».

В некоторых случаях упоминаемый писателем цвет является носителем определенного, сложившегося в данной культуре значения. Например, красный цвет, отсылает к традиционной ассоциации с любовью и страстью, с одной стороны, и с печалью и опасностью, с другой . Он становится настоящим символом любви, преданности, страсти и смерти в повести «Гранатовый браслет». Употребление приема цветописи наблюдается при смене настроения княгини: Вера покр a снела … с покр a сневшими от слез

Портрет Г.С. Желткова богат цветовой гаммой, но красный цвет используется в его образе только один раз: Я кр a снею

Мы можем наблюдать многократное повторение данного цвета в остальном контексте: футляр кр a сного плюш a , пять прекр a сных гр a н a тов-к a бошонов … При детальном рассмотрении браслета, оказалось, что при ярком освещении он имеет своеобразный оттенок: … густо-кр a сные живые огни . Такой подарок не принес княгине радости, а, напротив, увидев его, княгиня испытала странное волнение: «Точно кровь!»

Не менее устойчивая ассоциация с любовью передается в повести зеленым цветом : Это весьма редкий сорт гр a н a т a - зеленый гр a н a т .

Василий Львович показывает гостям портрет, удачно исполненный цветными карандашами . Яркие цвета не присущи Желткову.

Фамилия Желтков также символична. «Символика желтого цвета определяется двумя полюсами его оттенков. С одной стороны, это теплый красно-золотой желтый цвет жизни. С другой, это холодный и резкий, или же блеклый и грязный желтый цвет болезни и смерти ». Такая характеристика цвета отражает и мироощущение героя, покончившего жизнь самоубийством ради благополучия своей возлюбленной.

В облике героя чувствуется незащищенность, видно, что его терзают сомнения: …пальцы Желтков a забегали по борту коричневого короткого пидж a чк a . В портрете героя писатель указывает на коричневый пиджачок не как на знак обыкновенности, совершенной невыразительности, а наоборот, скромности и сдержанности наряда.

В образе героя следует отметить блеклые цвета, характеризующие глубину души и человеческого порыва героя. Они сопутствует изображению любви, привязанности, симпатии, при этом обрекают героя непонимание окружающих и гибель.

Бледные цвета автор использует для того, чтобы передать цвет лица. У чиновника казенной палаты – это постоянное явление, а не реакция на какое-либо явление: … очень бледный,…губы у него были белые и не двиг a лись, как у мертвого .

Даже такой цвет, как рыжий, не использован автором в полном колористическом объеме. Этот цвет он осветляет, превращая его из яркого в тусклый: …светлые рыжев a тые усы

Природа в желтых оттенках, словно предчувствуя что-то нехорошее, сопровождает княгиню: … на их колючей желтой щетине з a блестел a слюдяным блеском осенняя п a утина. … Деревья <…> роняли желтые листья .

В повести писатель использует большое количество названий цветов: отцветающие м a хровые гвоздики, левкой, розовые кусты…. З a то пышно цвели своей холодной, высокомерной кр a сотою георгины, пионы и a стры . Цветы символизируют увядание души княгини, проводящую свою жизнь обыденно и однообразно. Например, гвоздика является символом жгучих чувств , которые когда-то княгиня испытывала к своему мужу. Неземная любовь Желткова, помогает Вере очнуться от душевного равнодушия, посмотреть на мир по-другому. Об этом свидетельствует большая красная роза, оставленная княгиней покойному чиновнику: …и сейч a с же вынул a <…> большую кр a сную розу … Это единственный подарок княгини безнадежно влюбленному Желткову. Красный цвет розы – цвет беды и любви, угасшей и вспыхнувшей вновь в сердце героини .

В повести душевное оживление Веры передается через прием звукописи: … зашелестел листьями . Все это сопровождается замечательной музыкой, послушать которую завещал Желтков: … удивительн a я музык a <…> продолжал a … Повесть «является наиболее ярким и показательным произведением, где музыка, звук пронизывают каждое слово, где соната Бетховена отражает многозначную смысловую структуру повести и, проходя лейтмотивом через все произведение, достигает в финале своего апогея ».

Следующее произведение Куприна, богатое цветовыми образами, – повесть «Олеся». Для каждого случая автор использует определенную цветовую палитру. В портретах крестьян писатель использует только темные цвета. Обращает на себя внимание цвет их кожи: …причем на секунду я вижу ее коричневую кожу . В образе ленивого и беспечного Ярмолы прослеживается та же деталь: … его смуглое худое лицо с вп a лыми черными гл a з a ми, все ушедшее в жесткую черную бороду Он <…> просовывал между своими черными <…> п a льцами перо

Обстановка, в которой живут эти герои, также дана в темных тонах: …в темных сенях

Благодаря темным цветам, автор старается отразить грубые нравы и необразованность крестьян. Писатель попадает в атмосферу нищеты, бездуховности, непонимания, поэтому все окружающее он описывает в тусклых и мрачных тонах.

Полной противоположностью полесских крестьян является Олеся. Весь ее образ создан из противоречивых колоритных зарисовок, где в каждой портретной детали автор отмечает особенности характера героини: …высокая брюнетка...;…бел a я руб a х a свободно; …в этих больших, блестящих, темных гл a з a х…; в смугло-розовом тоне кожи ….

Г.С. Мурыгина отмечает, что «с появлением Олеси начинает меняться поэтическая тональность произведения, тоска уступает место радости, прекрасное торжествует над уродливым ».

Следующее свидание героев происходит при многоцветной весенней палитре, отражающей гармонию в природе. Любовь главных героев повести развивается на фоне природы, которая обладает звуками, изменяющими свою тональность в зависимости от происходящих событий: … бурливые, коричневые, сверк a ющие ручейки…; в огромных луж a х воды отр a зилось голубое небо с <…> белыми обл a к a ми . …бурыми прошлогодними листьями..., .. м e ртвую ж e лтизну, <…> лиловые головки …. С дальнейшим развитием отношений природа оживляется еще сильнее: …громч e ст a н o в u лся з a д o рный кр u к в o р o бь e в…; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя . В самом финале звуки нарастают, обретают зловещее выражение: o т р a ск a т o в гр o м a др o ж a ли и зв e н e л u ст e кл a

Куприн использует прием звукописи для того, чтобы читатель смог не только увидеть, но и услышать песню радостного чувства, которое переполняло героев, и вместе с ними пережить их горе.

Радость жизни, быстрые и легкие движения Олеси передаются яркими и насыщенными оттенками: Но O л e ся уже н a к u нул a н a г o л o в y кр a сный к a шем u ровый плат o к

При изображении юной ведьмы, Куприн использует прием контрастности: Кр a сн a я юбк a <…>, выд e ляясь ярк u м пятн o м н a o сл e п u т e льн o e л o м, р o вн o м ф o н e сн e г a . Два огромных синих пятна <…> резко выделялись на белой нежной коже .

На лице девушки нельзя не заметить волнение, описанное с помощью красного оттенка: … покраснела вдруг она..., … и еще больше краснея ; … вспыхнула густым румянцем .

В данном случае красный цвет выражает символическое значение сильной и жгучей любви, страстного любовного чувства. Отсылки к красному цвету наблюдаются во время заговаривания крови девушкой. Здесь цвет крови символизирует агрессию, беду: Кровь тотчас же выступила

Нельзя не отметить и голубой цвет, также используемый автором для описания героини: … тоненькая голубая жилка у нее на виске … Согласно Обухову, «голубой цвет настраивает на меланхолию », поэтому логично предположить, что героиню ожидают горе и тоска.

В финале повести мы вновь видим темные тона, которые предупреждают о приближающейся беде. Мы видим борьбу темного со светлым: Полнеба закрыла черная туча <…>, но солнце еще светило, <…>, и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее .

Повесть завершается интересной цветовой гаммой: Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов … Красные бусы всегда будут напоминать герою о страстной и великодушной любви Олеси, а также о боли и разлуке.

В повести «Суламифь» земной мир яркий, красочный, живописный. Писатель использует насыщенные, интенсивные, яркие и контрастные краски, он обращает внимание читателя на яркие предметы.

Геральдика указывает, что цветы, выбранные автором для описания царя, имеют следующее значение: красный цвет олицетворяет силу, храбрость; пурпурный – достоинство, власть; золотой – богатство; серебряный – мудрость; черный – постоянство, покой; белый – чистоту, невинность: Руки царя были нежны, белы… …носил Соломон гемму из кроваво-красного астерикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного цвета . …с серебряными столпами, с золотыми локотниками в виде лежащих львов, с шатром из пурпуровой тирской ткани

Особого внимания заслуживает портрет царя: Бледно <…> лицо, губы - <…> алая лента; волосы черны иссиня, <…> блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев…; седина сверкала и в его черной бороде… Глаза <…> темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы <…> походили на черные лучи вокруг черных звезд .

Оригинальной цветовой гаммой обладает портрет девушки. При описании ее образа часто используется не только красный цвет, но и его оттенки, например, алый, рыжий. Рыжий – цвет огня и солнца, он, согласно Обухову, ассоциируется с кровью . Алый цвет обозначает кровь, силу , власть, любовь вплоть до жертвенности : … темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака <…>, и пламенеют <…>, как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод Губы твои алы… … от света зари и от пыли кажется таким же красным и таким же волнистым, как твои кудри .

Также для создания образа используется прием метафоричности: Щеки твои - точно половинки граната под кудрями твоими. Глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима .

Трагично заканчивается любовь героев. Смерть девушки сопровождается алым цветом: … он стоял на <…>, не замечая, что его колени купаются в ее крови и что руки его обагрены алою кровью .

Зеленый цвет, используемый в зарисовках пейзажей и в высказываниях героев, символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье: серебряно-зеленые листы олив . Темно-зеленые малахитовые ступени .

Такие цвета, как голубой и розовый цвета вызывают ассоциации с прекрасной, сильной и возвышенной любовью героев: …тело Суламифи казалось пенно-розовым, и любовная усталость окружала голубыми тенями ее прекрасные глаза

Эффект живости и яркости мира, который сопровождает героев повести «Суламифь», сопровождается частым описанием цветов: « как цветок нарцисса », « прекрасен царь, как лилия Саронской долины », « аромат цветущего винограда – тонкий аромат резеды », « как распустившийся цвет граната » и многие другие.

Цветы, которые упоминаются в повести, также имеют символическое значение. Нарцисс – символ весны и юношеской смерти . Лилия – символ чистоты и невинности . Виноград – символ плодородия.

Жизнь героев повести «Суламифь» не только живописна, но и полна звуков, которыми наслаждается человек. Такие звуковые примеры, как: « любил слушать рев диких зверей », « простой и нежный мотив льется себе, как звонкий ручей в горах », « резкий медный звук вдруг пронесся над Иерусалимом. Он долго заунывно дрожал и колебался в воздухе » используются Куприным, чтобы показать радость жизни,

Авторская гамма красок и звуков уникальна и разнообразна. Цветовые и звуковые решения составляют неповторимость пейзажа, раскрывают характеры и образы героев, предоставляют читателям право проникнуть в авторский мир настолько, чтобы суметь постичь его глазами художника. Таким образом, читатель воспринимает символический мир произведений, созданный воображением писателя, именно так, как и хотел этого автор.

Список использованной литературы:

    Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: Типография А.А. Карцева, 1913. – 272 с.;

    Куприн А.И. Избранное. – Алма-Ата: Мектеп, 1984. – 368 с.;

    Мурыгина Г.С. Психологическая функция цветовых слоев в повести А.И. Куприна «Олеся» // Известия ПГПУ: Сектор молодых ученых. – 2007. – №3. – С. 155 – 160;

    Обухов Я.Л. Символика цвета. – Режим доступа: ;

    Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 639 с.;

    Шигапова Г.Ф. Звуковая символика в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» / / вестник Тюменского государственного университета. – 2013. – №1. – С. 192 – 199